САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Эпос и эрос луговых мари в Гатчине

На XX фестивале «Литература и кино» в Гатчине призом за лучший сценарий (фильм «Небесные жены луговых мари») был награжден казанский писатель Денис Осокин

К лаврам он уже просто должен привыкнуть – еще в 2001 году, в возрасте 24 лет, за цикл рассказов «Ангелы и революция» в номинации «Малая проза» он получил премию «Дебют». Потом крупными призами был увенчан его сценарий фильма «Овсянки» и следом – «Небесных жен». В основе сценариев Осокина, а по его прозе снято несколько документальных лент, лежит фольклор. В «Небесных женах» проза писателя пронизана яркой эротикой, которая не всегда находит понимание у читателей и зрителей.

О своем глубоком интересе к культуре коренных народов России, живущих на Средней Волге, писатель рассказал «СВ».

– Вы представляли на фестивале фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», как восприняли гатчинцы вашу непростую ленту?

– Пятьдесят на пятьдесят, потому что фильм действительно сложный. Вы думаете, это кино про марийский народ, нет, это про все человечество. Помню, когда оканчивал школу, все время мучился, куда поступать – на биофак или филфак. В результате поехал в Варшавский университет на психологический факультет. Но к учебе очень скоро охладел, поняв, что мне нужна фольклористика и этнография. Они нашлись в Казанском университете, который до революции был третьим в России императорским университетом. Его я благополучно окончил, хотя оттуда меня хотели отчислить за несоответствие казанской лингвистической школе. Я занимался всем, только не лингвистикой, я даже курсовые работы писал на стыке биологии, лингвистики и фольклористики.

– А когда вы стали заниматься большим кино?

– Со временем ко мне стали обращаться режиссеры Алексей Федорченко, Эдгар Бартенев: «У тебя хорошие книжки, давай снимем кино». С Бартеневым мы сделали художественно-документальный фильм «Одя» – о народе коми. А Алексей Федорченко нашел меня через публикацию «Ангелов и революции» в журнале «Знамя». Прочитал и приехал ко мне в Казань, показал свои работы – «Первых на Луне» и «Давида». В Алексея я поверил абсолютно, отдал ему «Ангелов  и революцию» и «Небесных жен». Но вначале мы сняли два документальных фильма «Шошо» – о марийских картах-жрецах, и «Ветер Шувгей». После «Шошо» я предложил Алексею снимать «Овсянок». Фильм снимался на частные деньги. И получился достаточно туповатым. Мы хотели поговорить совсем о другом – о том, что никогда в жизни не будет тебе ни прощения, ни милости. Помните фразу, которая  звучит в конце фильма: «Только любовь не имеет конца»? Я такого не писал, зачем говорить о том, что и так понятно?

– Многие считают, что в «Овсянках» для вас было главным показать обычаи и культуру исчезнувшей народности меря?

– Совершенно не так, я не писатель-этнограф, и «Овсянки» – не этнографическое исследование. В
фильме рассказывается о похоронах жены. О том, что не стало близкого человека. А национальная принадлежность этой женщины – второй вопрос. Народности меря действительно давно нет, они растворились в нас, в русских, мы их ассимилировали. Обряды мери в «Овсянках» почти все придуманы мной.

Вот в фильме «Небесные жены луговых мари» речь идет о живом народе, марийцев на Средней Волге живет около 700 тысяч человек. Марийцы тоже попали под русское влияние, и я, русский человек, чувствую кровное с ними родство. В республике Марий Эл, всегда говорю, живут мои братья. Помню, как в 15 лет впервые в жизни совершил самостоятельное путешествие – из Казани в Йошкар-Олу, съездил за словарями в книжный магазин. Когда учился на филолога в Казани, постоянно бывал в экспедициях. Потом в течение 6 лет работал на Казанском ТВ, делал документальный цикл о культуре народов Средней Волги – марийцев, чувашей, тюрков, русских, татар, мордвы. Вообще, у нас в Республике Татарстан есть районы, где люди говорят на трех-четырех языках – удмурты, марийцы, татары. Сколько же всего интересного рассказали мне марийцы за эти годы. Знаете ли вы, например, как они одеваются? Мужчины в камуфляж, а женщины в старинные костюмы. В одной деревне я видел, что женщины носят шапки с утиными клювами на голове.

– В какой же степени реальность и фантазия сочетаются в «Небесных женах»?

– Фильм состоит из 23 новелл, помните новеллу «Орапти», где лесная демоница Овда требует от героини, чтобы та на разок уступила ей своего мужа? Орапти отказывается, и демоница напускает на нее страшную напасть в виде нутряных диких воплей птицы авдотки. В Марий Эл все знают, что лесная демоница, или шурале? – это мифическое существо, воплощающее дух леса. Татарский поэт Тукай и Анна Ахматова писали о том, что, по поверьям, шурале  может защекотать человека до смерти. Конечно, это вымысел, сказка, но в этих существ люди верят до такой степени, что не исключают встречи с ними в реальности. Вот я и придумал историю на тему лесной демоницы, которая может влюбиться и либо помочь тебе, либо разрушить твою жизнь. В фильме она губит героиню Юлии Ауг.

– Чем вас привлекает написание таких мистических историй? И как реагируют на них читатели?

– Мои книжки помогают людям жить, потому что в реальной жизни им часто чего-то не хватает. А мне хочется, чтобы людям жилось полегче. И те, кому мои книжки нравятся, говорят: «Денис, спасибо вам, давайте дружить». А те, кого я травмировал своими повестями, обращались к жюри и требовали, чтобы мои фильмы не показывали на фестивалях. В Гатчине у меня были встречи с читателями, они читают журнал «Октябрь», который регулярно публикует мои вещи. Они читали «Овсянок» и «Ящериц набитых песком». Они благодарили меня за то, что я «делаю мир лучше».

– Алексей Федорченко, вы сказали, наконец снял фильм по «Ангелам и революции», и здесь, насколько я понимаю, совсем другой поворот?

– Да, это фильм о людях, которые, будучи художниками, пришли в революцию. Он снят по повестям «Ангелы и революция» и «Танго пеларгония», и там сквозной сюжет. Конечно, будут представлены все 9 ангельских чинов – от серафимов и херувимов до архангелов и ангелов. Но это не мистическая вещь, Федорченко сделал жесткий фильм, тайны которого я пока не могу выдавать. Скажу только, что всех этих художников отправят  на реку Казым в Ханты-Мансийский округ, там  будет восстание против Советской власти, и всех их убьют. Фильм трагический, но и очень светлый. А я, должен сказать, просто обожаю время 20-х годов XX века.  

– Говорят, премьера «Ангелов» вновь будет в Риме?

– Трудно сказать. Известно, что Марко Мюллер, ныне директор Римского фестиваля, всегда благоволил к Алексею Федорченко.

– Вы когда-нибудь задумывались на тему единства корней русских и белорусов?

– Смею сказать, что русские самые неславянские славяне во всем мире. У нас много финского и тюркского субстрата, а белорусы – настоящие коренные славяне. У них есть такая черта – они очень долго терпят, а потом говорят: «Все, хватит, больше так жить не можем, себя погубим, но и вам не поздоровится». И устраивают «дикую охоту короля Стаха», потому такая мощная партизанщина была на белорусской земле. Так что, Беларусь в моем представлении – самая чудесная славянская страна в мире.

– Доводилось ли вам работать в Беларуси?

– Да, целый год в Бресте, проводил опросы на улицах. А однажды, будучи проездом из Казани в Варшаву, выходил на станции Береза-Картузкая в Брестской области и разговаривал с людьми на темы, которые меня интересовали. Например, о том, как премьер-министр Польши Пилсудский в 1934 году построил здесь первый в истории концлагерь для коммунистов. И люди полярно к этому относились, о чем мне и поведали.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также