«Впотьмах» с «Гранатовым браслетом»
На XX Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Гран-при вручили фильму по повести Александра Куприна
Выступая на открытии, Сергей Есин заявил, что к своему юбилею фестиваль подошел, увы, понизив планку, подрастеряв именитых гостей-писателей, преподавателей и студентов Литинститута, да и многих друзей среди кинематографистов. «Но при этом, – отметил мэр Гатчины Александр Калугин, – фестиваль выжил и, объединив все наши творческие силы, заметно повысил культурный уровень горожан».
По традиции, конкурсные фильмы судили два жюри – основное под руководством кинорежиссера Ирины Евтеевой и читательское – Сергея Есина. В последнем конкурсе участвовало 12 игровых лент и 7 неигровых, в большинстве своем в формате телефильмов. Почти все они были отмечены призами. Лучшим неигровым фильмом признали «Дом Марины» Дали Руст, посвященный паре чудесных русских интеллигентов – писательнице Марине Тарковской и кинорежиссеру Александру Гордону, другу Андрея Тарковского. Дом в Тарусе, живущий в спокойном ритме маленького подмосковного городка, напоминает чем-то Дом из «Зеркала», а его обитатели – хранителей памяти его гениального создателя.
Жюри читателей наградило призом картину Светланы Старостиной «Белинский. Рыцарь русской литературы», а Сергей Есин предрек в будущем всплеск интереса к этой фигуре среди читателей. Елена Якович за фильм «Василий Гроссман. Я понял, что я умер» удостоилась диплома жюри. А спецприз киноведов и кинокритиков получил режиссер фильма «Писатель «П». Попытка идентификации» Борис Караджев. Как все поняли, это картина о Викторе Пелевине.
Жаль, что мимо внимания жюри прошел актуальный, тонко исполненный фильм Дмитрия Тюрина «Жажда» – о наших мальчиках, вернувшихся искалеченными с чеченской войны. Что фильм-откровение «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко увенчан лишь спецпризом фестиваля Денису Осокину за сценарий. Что «Зеркала» Марины Мигуновой, первая серьезная попытка в Отечестве сказать свое слово о судьбе Марины Цветаевой, с потрясающей Викторией Исаковой в главной роли, в кулуарах назван слишком «женским» и отмечен лишь дипломом. Вызывает удивление, что приз за режиссуру выписан Геннадию Сидорову, не успевшему доснять свой фильм «Роман с кокаином» по мотивам одноименного романа Марка Агеева. Доснимал его и монтировал продюсер и исполнитель главной роли Игорь Триф… Не уместнее ли был бы здесь Памятный приз?..
Обладателем «Гранатового браслета» стал фильм «Впотьмах» Андрея Эшпая, снятый по мотивам одноименной повести Александра Куприна, его рассказу «Система» и очерку «Люция». Зрители также отдали свой приз этому трехчасовому фильму. Что ж, страсти там кипят нешуточные, персонажам иной раз становится тесно на поле экрана, но режиссер умеет дирижировать ими. Призы за лучшую женскую и мужскую роли получили Мария Смольникова (Лиза) и Леонид Бичевин (Аларин). Фильму вручили статуэтку и за саундтрек, написанный известным композитором Андреем Эшпаем-старшим. Приз за операторское мастерство за фильм Виктора Тихомирова «Чапаев Чапаев» получил Сергей Юриздицкий, также снявший и фильм «Впотьмах».
Культурная программа фестиваля, как всегда, была на высоте – с аншлагом прошли встречи со зрителями Ирины Муравьевой, Александра Михайлова, Аллы Суриковой, Бориса Галкина, Алисы Гребенщиковой. В библиотеках с читателями встретились писатели Владислав Отрошенко, Екатерина Вильмонт, Евгений Водолазкин, Яков Гордин. В Библиотеке им. Куприна президентом Гильдии киноведов и кинокритиков Андреем Шемякиным был проведен «круглый стол» «Герой нашего времени». В связи с 200-летием Михаила Юрьевича Лермонтова на фестиваль приезжал его правнучатый племянник. Полный тезка поэта, Лермонтов занимается культурно-просветительскими проектами, восстанавливает усадьбу знаменитого предка в подмосковном Середникове, создал Национальный Лермонтовский центр.
– Уверен, мы находимся на пороге величайшего перелома в истории не только России, но и мира, – сказал Михаил Лермонтов. – В юбилейные годы, связанные с рождением поэта, всегда происходили глобальные события. Вот и сейчас мы в ситуации выбора: кто же он, герой нашего времени? Мне кажется, технические достижения цивилизации сегодня отступают на задний план, и человеку возвращается его человеческое. Гатчинский фестиваль это очень хорошо показал. Уверен, в России скоро все переменится, нас ждет подъем, и прежде всего духовный.
Гатчина – Москва