САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Поклевка чисел Фибоначчи

Фильм известного датского режиссера Ларса фон Триера «Нимфоманка», премьера которого состоялась на Берлинале-2014, вышел в прокат в России.

Киноманы давно ожидали эту эротическую драму, заявленную датским провокатором от кинематографа Ларсом фон Триером. Интерес к картине умело подогревался красивыми постерами с портретами актеров, изображающих оргазм, сообщениями со съемок, фотографиями Триера – persona non gratа с заклеенным ртом (ни слова журналистам). Все помнят, что именно такой статус в прессе режиссер получил в Каннах в мае 2012-го, когда на пресс-конференции невинно заметил, что испытывает симпатии к Гитлеру. Этот спектакль под названием «гений кино Ларс фон Триер» режиссер с удовольствием продолжает – в Берлине он вышел к журналистам в майке с логотипом  Каннского фестиваля с надписью persona non gratа, показался и удалился, отправив вместо себя на пресс-конференцию актеров.

…«Нимфоманка», почти два часа повествующая о сексуальных похождениях героини, обрывается на полувздохе, оставляя зрителей в недоумении. Именно сексуальность Джо (Шарлота Генсбур), женщины, одержимой нимфоманией, говоря обычным языком, больной, датский режиссер сделал объектом своих исследований. Фильм выстроен как исповедь Джо, которую в первых кадрах – избитую, в кровоподтеках – серым дождливым утром подбирает на улице холостяк Селигман (Стеллан Скарсгард). Приводит домой и, отпаивая чаем с молоком, выслушивает ужасную историю о погубленной по собственной прихоти женственности. Зритель узнает, что свою сексуальность Джо обнаружила в раннем детстве, успешно развивала в отрочестве, устраивая с подружкой в 15 лет соревнования по количеству «подвигов» с попутчиками в туалетной кабинке поезда.

Подвиги продолжаются и на работе, и первый босс (Шайа Лабаф) становится тем партнером, который будит в Джо слабые зачатки чувства. Сексуальная акробатика делает передышку, чтобы потом с утроенной энергией возобновиться. «Забудь о любви» – делает слоган к фильму хитроумный Триер. Однако намекает все же, что только чувство одухотворяет и очеловечивает плотскую любовь мужчины и женщины. У бедной Джо единственной подлинной и невинной любовью был отец.

Ну а ради чего все это, спросит зритель, в чем смысл. А в том, что в  своем исследовании великий интеллектуал и эрудит Триер использует глубокие ассоциации с явлениями природы и достижениями человеческого разума. Так, стоит Джо рассказать об очередном падении, как умный слушатель Селигман бросает ей навстречу яркое сравнение – то с рыбалкой, точнее с рыбной поклевкой, то с числами Фибоначчи (изучайте математику), то с десертными вилками, то с альпинистскими узлами, то с полифонией Баха. Последнее  сравнение очень точное – о счастливой физической близости влюбленных, используя музыкальные образы, писал не один литератор. Да и в обычной жизни кому из тех, кто был необыкновенно счастлив, не приходилось слышать или произносить фразу: «Мы были сегодня на одной волне»? Рассматривать и разгадывать эти головоломки во время просмотра фильма чрезвычайно увлекательно, но не больше, эмоций фильм не вызывает, не заводит, как написали некоторые осторожные критики. Апологеты Триера, как всегда в восторге: как смело, как глубоко, как дерзко и т.п.
А, по-моему, Триер, когда ему становится скучно, шутит и издевается, как бы говоря: «Мне все по барабану, ничто всерьез не волнует, отыграюсь-ка на интиме». А поскольку снимать шедевры на эту тему не умеет никто, любые опыты датского кудесника на мировых фестивалях проходят. Хотя его «Антихриста» в Каннах освистали.
 
Посмотрим, что там же, в Каннах, ждет вторую часть «Нимфоманки». Мэтр, помнится, посвятил «Антихриста» Андрею Тарковскому, своему кумиру, как заявлял не однажды. Вот уж сомневаюсь, что Андрей Арсеньевич усмотрел бы в подобной кинопродукции нечто полезное для умов. Хотя как сказать. Молодежи фильм может быть полезен как бытописание крайности, которой следует избегать. Или найти с ее помощью ключ познания тайн бытия, которые читаются в финальных кадрах жизненного апофеоза Джо, происходящего под мощное звучание органа. В этом случае радикальный триеровский артхаус выполнит свою роль.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Fox News: Американцы требуют подтверждение жизни Байдена после выхода из выборов
  2. Приговоренный к смертной казни немецкий наёмник не стал обжаловать приговор
  3. В России хотят оставить без общежитий большинство студентов
  4. Москва может выделить Минску 100 млрд рублей на импортозамещающие проекты
  5. Вячеслав Володин встретился с Президентом Алжира
  6. Володин: Необходимо обеспечить реализацию соглашения РФ и Алжира о сотрудничестве
  7. ВСУ обстреляли село в Белгородской области, ранены двое детей
  8. Песков: НАТО продолжает продвижение своей военной инфраструктуры в сторону наших границ
  9. Польша грозится блокировать транзит товаров через Беларусь
  10. Роспотребнадзор: рисков завоза и распространения вируса Чандипура в России нет
  11. Песков прокомментировал слова Зеленского о возможности диалога с Россией
  12. Елена Афанасьева: За что мы платим миллионы «поющим трусам»?
  13. Песков: В Кремле не были удивлены решением Байдена выйти из предвыборной гонки
  14. В Донецке при обстреле ВСУ погибла женщина
  15. Владимир Путин встретился с гендиректором «РусГидро» Виктором Хмариным

Парламентское Собрание

После Никарагуа Вячеслав Володин отправился на Кубу

Для России эта страна всегда рядом, а далеко отправим тех, кто пытается нас уничтожить, вводя бесконечные санкции.

МНЕНИЯ

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Читайте также