САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Франция: налог на кино

Французским прокатчикам пока не за что уцепиться в продукции российского кинематографа, все современные российские картины находятся в зоне коммерческого риска

Так считает один из самых известных деятелей мира французского кино Жоэль Шапрон.  Он – вице-директор «Юнифранс» по восточноевропейским странам, иностранный корреспондент Каннского кинофестиваля, частый гость на российских мероприятиях, посвященных кино. Сегодня Жоэль Шапрон поздравляет читателей «СВ» с Новым годом и рассказывает о взаимном интересе французов и россиян к кино друг друга.
 
– О модели французского кинематографа в России говорят очень много, порой отдаленно представляя саму суть. Что же прежде всего вам хотелось донести до российских кинодеятелей, чиновников, да и всех кинозрителей?

– Видите ли, кино во Франции с 1895 года являлось частным делом, но после Второй мировой войны, в 1946 году, учитывая большие перемены в политике и экономике мира, наши чиновники создали Центр кинематографии. И тем самым облекли эту область в юридические рамки. В это время американцы по так называемому «плану Маршалла» ссужали нас деньгами для реконструкции Франции и в обмен хотели, чтобы мы открыли границы всем продуктам из США. Но во французском правительстве поняли, что это будет чревато засильем Голливуда, и в 1948 году была придумана система, которая давала возможность сохранить французское кино. Законодатели решили брать спецналог с каждого билета в кинотеатрах. Налог этот существует до сих пор и является основой системы, суть которой в том, что за французское кино платит тот, кто смотрит кино – любое кино, не только французское! Неважно, на каком носителе – в кинотеатре или по телевизору, налог берется с кинобилетов, с коммерческих оборотов телеканалов, а также с видеокассет, дисков, с провайдеров, которые дают возможность смотреть кино через Интернет. Финансирования за счет госбюджета во Франции нет.

Центр кинематографии ежегодно собирает около 700 миллионов евро и распределяет по всем областям кино. Кинотеатрам, прокатчикам, продюсерам, экспортерам, Каннскому фестивалю, Юнифрансу – все мы существуем за счет этого фонда.

– Минувшим летом на «Кинотавре» вы прочитали лекцию на тему «История российского и советского кино во Франции (1896-2012) ». Мало утешительного, оказывается, больших сборов не было со времен «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

– В известной мере это стечение обстоятельств. Без рекламной кампании сейчас не обойтись, а она стоит гигантских денег. Много риска, поэтому во Франции прокатчики осторожно относятся к русскому кино, не видя картин, которые могли бы стать хитами. Все помнят, как в 2004 году «Фокс» выпустил «Ночной дозор», вложив большие деньги, и он собрал всего 140 тысяч зрителей. После этого никто не хочет рисковать. Хотя для молодежи вполне можно было выпустить «Статского советника» и «Турецкий гамбит», но это вновь риск. Фильмы «Легенда №17» и «Метро» тоже не проходят. «Легенда» связана с личностью, которая нам абсолютно не знакома, а «Метро», конечно, универсальное кино, блокбастер, но кто решится проводить рекламную кампанию за 2 миллиона евро, учитывая, что картина без звезд, скажем, уровня Тома Круза? И спецэффекты, увы, не того уровня. Пока прокатчикам не за что уцепиться.

– А что скажете о французском кино в России?

– Доля французского кино на российском рынке невелика. Конечно, мы недовольны, но все равно занимаем 3-е место после американского и российского кино. Всем известно, как любили французское кино в Советском Союзе. Оно было для вас окном в мир. Но потихоньку «открывать» Советский Союз стали лишь после XX съезда КПСС, при Хрущеве. Неслучайно руководство СССР выбрало французское и итальянское кино. Фильмы Франции и Италии допустили к широкому прокату в Советском Союзе по политическим причинам – там были сильные компартии. В те времена и наши кинематографии были очень сильные. Я был в Советском Союзе, когда выходили фильмы с Челентано, французские комедии, в «Совэкспортфильме» считали, что в Италии и во Франции фильмы совершенно безобидные. Чистый entertainment. Но зато все ходили на эти фильмы, потому что видели Париж и Рим, западную жизнь. На фильмы с Пьером Ришаром люди ходили по многу раз и начинали обращать внимание на интерьеры, машины, занавески, костюмы, макияж. Вы видели в лучшем виде Францию и Италию тех лет.

– Как вы относитесь к фильму «Жизнь Адели» Кешиша, получившему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах этого года?

– От фильма в восторге, считаю абсолютно справедливым, что он получил «Золотую пальму». Значит, фильм всем понятен, доступен для восприятия.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также