Лепестки сакуры над Сталинградом
Действие фильма «Сталинград» Федора Бондарчука, как в «Титанике», обрамлено современной историей...
Понравилась или не понравилась вам картина, а сторонников у нее, похоже, немало - не зря фильм выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Ваше внутреннее зрение надолго сохранит и падающий в метре от вас пылающий и разваливающийся на куски истребитель, и лавину наших солдат, горящих заживо. Людей-факелов, продолжающих штурмовать окопы, и гипсовых скульптурных пионеров с пробитыми пулями ногами, весело водящих хоровод в центре декораций, выстроенных в питерском павильоне. Все выпукло, выразительно, завораживающе, ничуть не хуже, чем в мировых блокбастерах с летающими над горами драконами и прочими мифологическими героями. Но мой 20-летний спутник, в компании которого я смотрела кино на обычном сеансе в полупустом зале, на 20-й минуте просмотра, когда обнаружились все завязки, сказал: «Туфта. Драмы нет».
Заметьте, не ветеран сказал, а зритель, на 3D-кино воспитанный и его обожающий, для которого, утверждает режиссер, и снят «Сталинград». Собственно, самой войны и того, что происходит в этой мясорубке, нареченной потом «коренным переломом во Второй мировой войне», вы не увидите, кадрами с людьми-факелами, истребителем, время от времени возникающими бомбежками да откровенно вставным номером с сожжением заживо еврейской «тети Риммы» с ребенком показ войны ограничится, и если бы не закадровый рассказ эмчеэсника (Федор Бондарчук), с трудом можно было понять, где все происходит. По сюжету, пятеро разведчиков во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров из «Обитаемого острова»), отбивших дом на окраине Сталинграда, у Волги, во что бы то ни стало должны его удержать.
Среди них, поймем только в конце фильма, будет и будущий отец эмчеэсника (Сергей Бондарчук, тезка великого деда). А его будущую маму (чудная Мария Смольникова) бойцы обнаружат в одной из обвалившихся квартир дома. 18-летняя Катя здесь живет. В доме напротив – штаб гитлеровцев, пожираемых вшами красавцев и интеллигентов с их капитаном (заслуженный «сталинградец» Томас Кречман, снимавшийся в 1993-м в знаменитом немецком фильме «Сталинград»), происходящим из знатного рода.
Центром повествования становятся, ни много ни мало, две мелодрамы – Петер Кан похаживает к пепельной блондинке Маше с длинными, крупно завитыми парикмахером кудрями (Яна Студилина), которая вначале вынуждена покоряться врагу, а потом, похоже, влюбляется в Петю. В нашем стане – любовный хоровод вокруг Кати. Все бойцы, включая командира, влюблены в нее и опекают до такой степени, что в финале, в день ее 19-летия, дарят ей не только кусочек мыла, но и ванну с горячей водой.
Скажем сразу, сексуальных сцен в фильме нет, но навязчивое стремление режиссера устраивать некие хороводы вокруг женщин, возводя их в ранг возвышенных райских кущ, – вспомните, вокруг кого хороводились парни, отправляющиеся в Афганистан, в «9-й роте» – умиляет. В этом есть двусмысленность и неправда, которые звучат и в странной фразе эмчеэсника: «Мама мне всегда говорила, что у меня пять отцов…» Вы что подумали? А нужно было – о жизнях, отданных за счастье жить нашим поколениям. Но как бы ни были прекрасны наши бойцы-герои, истинным героем фильма становится Петя Кан, страстно посылающий свои проклятья войне вообще. Этим самым режиссер взывает к нашей толерантности, терпимости и способности прощать врагов своих.
Мы-то простили, но с таким ли посылом должен выходить на экран фильм о Сталинграде во времена замусоливания роли СССР в Победе над «коричневой чумой» ХХ века?.. Но я совсем не удивлюсь, если эта лента под музыку американского композитора Бадаламенти воодушевит голливудских академиков. Говорят, есть и ветераны, которым кино нравится. Слава Богу, что мой отец, ушедший в 2005-м, не увидел этот «Сталинград».