В основе проекта – коллекция шалей «Цветы России», в которой представлены авторские работы ведущих художников мануфактуры. Автор белорусско-российского проекта «Букет для славянки» и один из создателей коллекции шалей «Цветы России» – главный художник ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», заслуженный художник РФ, лауреат Госпремий РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Зубрицкий. Над коллекцией работали лауреаты Госпремий РФ, заслуженный художник РФ Ирина Дадонова, Валерия Фадеева, Елена Жукова, Татьяна Сухаревская, художник-технолог Владимир Стулов, художник Елена Фаворитова. Коллекцию моделей одежды «Букет для славянки» представит художник-модельер, член Белорусского союза мастеров народного творчества Нина Бобрович. Выставочный проект «Букет для славянки» – пример творческого сотрудничества в области народных ремесел и промыслов – раскрывает общность национальных культур и показывает перспективы их развития. Шали и модельные костюмы выполнены на основе народных орнаментальных мотивов. Коллекция призвана популяризировать историческое наследие и развивать традиции славянских культур России и Беларуси.
Промысел по изготовлению платков с печатным авторским рисунком возник в Павловском Посаде в конце XVIII века, развивался на протяжении двух веков и давно стал национальным российским брендом. Главный элемент павловского рисунка – роза. В центре, как правило, мелкие цветы, по краю – более крупные в сочетании с восточным орнаментом. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется до 23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павловские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета – бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый, обозначающие богатство. И платки эти действительно можно назвать богатством. Больше нигде в мире не выпускают шерстяных платков с набивным цветочным рисунком. Знаменитая роза с павловского платка украшает герб города-производителя.
В Беларуси павловопосадские шали широко распространились в женском костюме с середины XIX века. Их цветочно-растительная орнаментика органично сочеталась с атласными и парчовыми тканями городского и мещанского костюма, с народной вышивкой и печатной набойкой крестьянского костюма. По сегодняшний день павловский платок является популярным декоративным элементом женского наряда, востребован в праздничных комплектах и исторических костюмах, нравится молодежи.
Когда шло обсуждение номинантов на портале Союзного государства, конкурентов у художников из Посада не было. Огромное количество отзывов – горячих, неравнодушных, восторженных, приводились целые главы из книг и альбомов, статьи из российских и белорусских газет. Историки, художники, музейщики, педагоги, поэты, представители интернет-порталов, москвичи, минчане, жители российской и белорусской глубинок, европейцы и нью-йоркцы – все сказали свое слово. И слово это было о том, что павловский платок зацепил своими дивными цветами на разных фонах что-то такое сущностное в душе женщины, русской женщины прежде всего, что она никогда не расстанется с этим произведением искусства. Весь калейдоскоп мнений и попытаемся представить сегодня в газете.
Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.
Людмила Вакар: Коллекция платков роскошная. В ней есть исторические реконструкции и много современных авторских композиций, которые делают двухвековую традицию востребованной сегодня. Сам факт того, что элемент сословного «купеческого» костюма стал общероссийским брендом и способен быть предметом творческого диалога между славянскими культурами, говорит о его актуальности и неисчерпанности художественных возможностей.
Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде: Несмотря на конкуренцию, народный промысел не потерял лицо и на протяжении двухвековой истории, продолжая традиции, идет в ногу со временем. Фонды нашего музея позволяют нам сравнивать платки более 30 мануфактур России на рубеже XIX-XX веков, и подчеркнем, что до XXI века дожило только это предприятие.
Светлана Хорсун: Павловопосадские платки – жизнерадостные, сродни цветущему Эдему: здесь и розы, и маки, и жасмин. Из них шьют свои костюмы Надежда Бабкина, Алика Смехова и другие артисты, активно работает с ними модельер Слава Зайцев. Но, пожалуй, самое главное – их любят и ценят обычные покупатели. Люди, которые трудились на производстве, были в основном из окрестных деревень старообрядцев: дети их издавна учились по Часослову и Псалтыри. В домах сельчан были старинные книги с цветными орнаментальными заставками. Образ цветущей лилии имел для мастера священное значение, он его связывал с народным представлением о Древе жизни, о вечном цветении райских садов.
Инга Сампоева: Сама идея коллекции достойна любой премии. Как же это не чудо, если с конца XVIII века к этим шедеврам не проходит интерес во всем мире?! Наблюдала на форумах погоню за павловопосадскими новинками. И лично могу свидетельствовать, что они продаются с успехом в Нью-Йорке.
Алеся Часопіс: Яркие павловопосадские платки давно известны белорусским женщинам. На Белорусском Полесье свекровь до сих пор дарит такой шерстяной платок на свадьбе невестке, которую в обрядовых песнях сравнивают с розой.
Татьяна Матвеева: Коллекция Нины Бобрович была представлена в Витебске накануне «Славянского базара». Платья в конструктивистском стиле были сшиты из павловопосадских шерстяных и шелковых платков и белорусского льна. Наряды демонстрировали девушки из подиум-школы Сергея Нагорного. В этот же день в Музыкальной гостиной открылась выставка «Партнерство традиций и моды». Здесь были представлены шали и модели народного костюма из платков. У шалей поэтичные названия – «Русь», «Журавушка», «Ивушка», «Старинный замок», «Аромат лета». Работая над моделями в ретростиле, Нина Бобрович реконструировала народный костюм витебско-псковского и витебско-смоленского пограничья на рубеже XIX-ХХ веков.
Оксана Мытько: Как призналась Валерия Фадеева, у каждого посвященного Беларуси платка своя история. К примеру, образ «Славянки» возник у нее во время «Славянского базара в Витебске», символом которого являются васильки. А вот платок «Малиновка» обязан своему появлению знаменитой песне «Верасов» «Малиновка», которую Валерия Фадеева услышала на одном из концертов.
Дарья Рябцева: Павловский Посад и наша Любань – города-побратимы. И этим летом в Музее народной славы во второй раз экспонировалась выставка павловских платков. Она вызвала огромный интерес у людей, в том числе у мужчин. Названия изделий звучали, как песня – «Садко», «У камина», «Весеннее утро», «Танцующие орхидеи». «Платки покорили меня в первого взгляда, – призналась посетительница Светлана. – Каждый платок – произведение искусства. «Тайна сердца» просто сразила меня. И у всех удивительная энергетика.
Нина Бобрович: Все новое – это хорошо забытое старое. К сожалению, в современном мире уж очень хорошо «подзабыты» рукотворные предметы народного творчества, находящиеся в гармонии с природой и человеком. Если не прокричать «караул» сейчас, то завтра будет поздно – а ведь мы многое увидели в экспедициях, узнали секреты наших дорогих деревенских старожилов, кое-что научились делать своими руками, например славянские пояса. А о том, как белорусские женщины по святым праздникам наряжаются в павловские шали, знаю с детства, которое прошло в старолепельской глубинке!
Ольга: «И «Русским золотом» играя,/ Узор волшебный заплетая,/Душа моя уж мчится в высь…/«Мгновение, остановись»!
Алиска: Раньше я думала, что такие платки носят только бабушки. А сейчас и самой захотелось. Яркий, праздничный и такой нарядный. Сарафаны из него тоже очень интересны. Встречала индийские балахоны, ну это же не то, что хотелось. А здесь в самое apple. Респект коллективу за fashion!!!
Ли Синьжунь: Очень хорошо.
Елена: Вот, думаете, как можно отличить русских на наших гастрольных концертах в Америке? А по павловопосадским платкам! Похоже, эмигранты, наравне с золотыми изделиями и горстью родной земли, увозили и павловские платки. У моей мамочки есть платок этой мануфактуры, и у бабушки был, думаю, у каждой женщины он есть. А если пока нет, то будет.
Ну а мне Виктор Иванович Зубрицкий рассказал однажды историю: «На одной из выставок я заметил женщину, которая стояла в отдалении и не приближалась к платкам. «Что ж вы там стоите, – сказал ей, – идите ближе». Она подходит и говорит: «Искуситель, я не ношу ваши платки…» «А что тогда стоять?» – думаю про себя. А она продолжает: «…Но страстно их люблю. У меня пять ваших изделий, вот стою – выбираю, как бы шестое купить». А дальше серьезно так говорит: «Знаете, в жизни не всегда бывает все хорошо, иногда такая хандра нападет, просто тоска, вот в такие моменты я прихожу домой, беру чашечку кофе или чая, закутываюсь в одну из ваших шалей, сажусь в кресло и, вы не поверите, рождаюсь заново. Вот что такое ваши платки и шали для людей!» После таких слов и думаешь: «А ты сам-то готов родиться заново? То есть создать что-то новое? Для чего вообще ты живешь на этой земле?» Ты испытываешь настоящее вдохновение и готов творить дальше.