САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Сергей ЕСИН: Литература – базовое искусство

Роман Сергея Есина «Имитатор» в свое время так всколыхнул читательскую общественность, что на обсуждениях в библиотеках шли настоящие бои на тему «имитации как универсальной системы жизнеспасения в обществе кругового самообмана».

Роман Сергея Есина «Имитатор» в свое время так всколыхнул читательскую общественность, что на обсуждениях в библиотеках шли настоящие бои на тему «имитации как универсальной системы жизнеспасения в обществе кругового самообмана».

Известный литературный критик Лев Аннинский назвал роман «настоящим бестселлером». Трагическое мироощущение русской интеллигенции в современном мире стало главной темой Сергея Есина, автора романов «Гладиатор», «Казус, или Эффект близнецов», «Затмение Марса», «Гувернер», «Марбург», «Хургада». 

С 1987 года Сергей Николаевич преподает в Литинституте, ректором которого был с 1992 по 2006 год. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат многих литературных премий, в том числе Международной премии имени М.А. Шолохова. Сергей Есин – один из основателей Российского кинофестиваля «Литература и кино». Сегодня Сергей Есин – гость «СВ».

– Сергей Николаевич, а почему такой знаковый фестиваль, как «Литература и кино», не появился раньше?! Что думаете вы о взаимосвязи двух этих искусств из разных времен?

– Задумывая этот фестиваль, мы исходили из того, что литература – базовое искусство, на котором держится в том числе и кино. Прежде только литература могла описать то, что сейчас способны описать, скажем, фотография и телевидение, но литература описывала происходящее не буквалистски, она оставляла лакуны для читательского домысливания. И несмотря на то что с течением времени кино отпочковалось от литературы, как, собственно, и от театра, и от изобразительного искусства, и стало создавать собственное представление о самом себе, факт остался фактом: литература – основа кино. 

– Что не так, по-вашему, с нашими кино и литературой, почему между ними нет контакта?

– Вопрос сложный, для специалиста. А контакт как раз есть, но дело в том, что сейчас мы пользуемся литературой другого сорта. С начала перестройки  прошло более 20 лет,  назовите хотя бы одно литературное произведение, которое прочитала вся страна. А раньше так было – значительное произведение прочитывала интеллигенция, а потом неловко было не прочитать остальным. Большая литература существует и сегодня, вот я каждый год сижу в жюри Международной литературной премии «Москва – Пенне» и могу назвать несколько блестящих произведений, которые вышли в прошлом году. Роман петербургского писателя Валерия Попова «Плясать до смерти» – о дочери, прекрасная повесть «Мальчики под шаром» Фарида Нагима, окончившего Литинститут, роман израильского писателя Давида Маркиша, пишущего на русском языке, «Тубплиер» – о туберкулезном санатории советских времен, блестящий роман Юрия Буйды «Синяя кровь». Это настоящая литература, не хуже той, что выходила в советское время. На «Большой книге» и «Букере» тоже бывают неплохие вещи. 

– А имена вы можете обозначить?

– Могу назвать авторов, которых не читаю: например, читаю Улицкую, но не читаю Акунина, никогда не читаю Донцову, перестал читать Маринину, хотя лет 15-20 назад она была интересным писателем. Блестяще начинал Быков, правда, каждый его роман я дочитывал ровно до половины. Также было у меня со знаменитым романом «Дети Арбата», когда я взялся спустя время, читать его во второй раз. Встречаются блестящие вещи в нашей литературе, которые можно обозначить – «ЖЗЛ», очень здорово Павел Басинский написал о Толстом. В Петербурге есть несколько блестящих писателей – Павел Крусанов с его «Укусом ангела», очень нравится мне молодой писатель Андрей Аствацатуров, который, как и я, любит писать автобиографии, а еще – Дмитрий Орехов, который написал роман «Будда из Бенареса». И не забывайте, что сейчас в России действует один из самых крупных писателей – Эдуард Лимонов, пишущий в своеобразном жанре. 

– Вы согласны, что в литературе XXI века превалировать во всех жанрах будет документалистика? 

– Да, над вымыслом перестают обливаться слезами, ему перестают доверять, и литература все чаще маскируется под документалистику. Но это не значит, что она стала документальной. Например, я пишу дневники, в которых даю свое понимание политики, литературы, событий сегодняшнего дня, у меня много цитат. Часто пишу о вещах, которые быстро уходят, о скандалах, пишу о том, что меня волнует, о чувстве справедливости и социальном неравенстве. По натуре я социалист и считаю, что мир движется к социализации, а не к капитализации. Сначала это был просто «Дневник», печатать я его не собирался, но когда увидел на компьютере выведенные несколько глав, понял, что это готовый текст. И напечатал его в «Нашем современнике». Потом написал «Дневник ректора». А сейчас вышел «Дневник Не-ректора» – о том, какой веер предательств, другого отношения и других слов, переоценки людей начинаете вы встречать, когда перестаете быть большим начальником. Дневники мои стали выходить во многих журналах, и я не одну премию получил за них. 

– Как вы считаете, ваш «Имитатор» навсегда ушел в прошлое? 

– Признаюсь, я думал, что этот персонаж вместе с книгой довольно быстро свернет свой смысл, но идеи имитаторства прочно овладели обществом. Люди сейчас имитируют все – труд, работу, политическую деятельность, гуманность, кино, искусство, любовь… Думаете, почему так много разводов, все не так просто, и в этом смысле я расстроен тем, что «Имитатор», в свое время как явление литературы указавший на процесс, существует в жизни. 

– Почему вы дважды писали роман о Ленине?

– Писал я один раз, роман несколько раз переиздавался. Ленин как писатель интересовал меня с университетских времен, я мечтал написать диплом о роли юмора в системе доказательств Владимира Ильича Ленина. А вот когда Ленин стал самой затравленной политической фигурой в России, одно издательство предложило мне написать о нем роман. Роман вышел, и разошелся мгновенно. Сейчас вышло 2-е издание, расходится также хорошо. Объясняю это тем, что в романе я попытался восстановить справедливость. 

– Вас волнует нравственное состояние общества? 

– Общество не может жить без идеалов. Рубль – не идеал, богатство – тоже не идеал, причем мы все наблюдаем, что богатство требует потери нравственных критериев. Вот недавно много говорили про Березовского – и то, и другое, и третье, только забыли сказать, что он – вор. Или сообщают про Полонского, вышедшего из камбоджийской тюрьмы, а в этот момент женский голос по радио произносит: «Что вышел – хорошо, отдал бы он еще дольщикам те деньги, которые взял на строительство квартир». 

– На днях театральная общественность отметила юбилей Татьяны Дорониной…

– Татьяна Доронина – одна из тех великих русских актрис, которые обладают огромным внутренним магнетизмом. Ей ниспослан Дар, но не думайте, что она им как хочет, так и пользуется. Однажды я сидел на вечеринке в театре и узнал, что Татьяна Васильевна собирается играть с Зельдиным «Дядюшкин сон», и вдруг этого спектакля не случается. Он случается с этим артистом в другом театре. Годы спустя я спросил Доронину: «Татьяна Васильевна, а почему не получился тогда спектакль с Зельдиным?» Она ответила: «А я не знала, что я понесу в этот момент зрителям». Чувствуете, какая ответственность? Талант, который не ходит рядом с ответственностью, – это пустой талант.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также