САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Уходящая натура русского пейзажа

Анна Грибанова – самый молодой педагог в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Работы Анны находятся в собрании академии, в частных коллекциях России и Европы. Сегодня Анна Грибанова, доцент кафедры живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, – гость «СВ».

Анна Грибанова – самый молодой педагог в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Работы Анны находятся в собрании академии, в частных коллекциях России и Европы. Сегодня Анна Грибанова, доцент кафедры живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, – гость «СВ». 

– О русской природе принято говорить, что она «неброская, нещедрая, скупая»… Вы с этим согласны? 
– Суть русской природы – постоянная смена времен года, переходные, неуловимые состояния, когда начинает таять снег, идет лед на реке или начинается цветение садов, длящееся всего две недели, создают бесконечное разнообразие образов. Природа, окружающая человека с детских лет, формирует его душевный склад, оставляет в нем отпечаток на всю жизнь. Поэтому сколько бы русский человек ни путешествовал, ни дивился чужим красотам, всегда его будет тянуть домой – к своей, «неброской» природе. 

– В каком состоянии находится пейзаж в современной живописи? 
– У нас в этом жанре образовались два непримиримых течения – салонное и творчество художников, которые не хотят спекулировать. Собственно, с пейзажем произошло то же, что и с другими жанрами. Растеряна школа, традиции, утрачены учебные программы, по которым обучали пейзажу в Императорской академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А доверять этой методике мы можем – она дала нам те имена, которые составляют гордость русской культуры, – Дмитрий Поленов, Аполлинарий Васнецов, Аркадий Рылов, Алексей Саврасов, Станислав Жуковский, Николай Дубовской. И еще много и много имен. Поэтому, думаю, было бы целесообразно изучить методику обучения  пейзажу в России второй половины XIX века, взять лучшее и применить сегодня в современных программах для вузов и академий.  Потрясает, что порой даже эти выдающиеся достижения русской культуры подвергаются остракизму. Эпатаж, шоу, выпячивание низменных инстинктов в последнее время стали характерными чертами так называемого «актуального» искусства. 

Искусством в наше время могут назвать все что угодно – начиная от черных квадратов до аттракционов с рубкой икон и кощунствами шабаша в Храме Христа Спасителя. Нельзя быть равнодушным к происходящему, необходимо сопротивляться, в том числе и созидательным трудом, обращением к своим традициям, к великой русской литературе, музыке, изобразительному искусству, любовь ко всему этому надо прививать своим детям.

– Вы родом из Орла, из литературных мест, вам интересно было читать, как природу описывают писатели? Как вообще вы выбрали пейзаж в художестве? 
– Конечно, я читала классиков и своих орловцев читала, но любовь к природе у меня идет не от литературы. Первые лет шесть я прожила не в городе, а в деревне Кирово городище у дедушки с бабушкой, лето и потом проводила у них, за крестьянскими работами, по полной программе – полола, поливала, сено ворошила и утаптывала. У меня и сейчас в памяти тот летний зной, когда днем все плавилось, а вечером наступала прохлада, я была пропитана этим. Поэтому у меня не было вопроса, чем заниматься, – конечно, пейзажем, я это знала с тех пор, как начала рисовать. Для меня не стоял вопрос не только выбора профессии, но и жанра. Параллельно еще музыкой занималась, но выбрала изобразительное искусство – здесь человек более свободен, он создает свое. 

– А верно ли говорят, что на Западе в большой моде русский реализм? 
– Нет, в моде авангард и икона. В прошлом году я была в Петербурге на международном форуме, в котором участвовали искусствоведы Италии, Испании, США, так они очень приветствовали прогрессивное направление абстракции. Пели хвалу последователям Кандинского и Малевича и закончили форум таким призывом: «Ну, хватит заниматься реализмом, надоели эти поленовские «дворики» и «тихие заводи», вы должны быть прогрессивными художниками! Не отставайте от современного мира, вы на правильной дороге, заглушите до конца, уничтожьте то, что устарело!» Говорил это американский искусствовед, а форум этот спонсировал Фонд Сороса. Мне кажется, они делают это сознательно, чтобы уничтожить русское реалистическое искусство. 
Помните, Маргарет Тэтчер еще в догорбачевские времена сказала, что «в России целесообразно проживание 15 миллионов человек местного населения – для обслуживания нефтепровода». Переводчик подумал, что ослышался, и перевел – 50 миллионов, но Тэтчер его поправила: «Нет, вы правильно услышали – 15 миллионов». Обсуждался вот такой дикий план, а если вспомнить о существовании плана Даллеса по уничтожению России, то удивляться не приходится. Все действительно идет по плану – экономика разрушена, культура уничтожается, молодежь растлевается. Противопоставить этому каждый может лишь борьбу с разрушением национальных традиций на своем месте. 

– И как же должен бороться, например, художник-пейзажист?
– Искусство состоит из двух частей – вдохновения и ремесла, вот и нужно воспользоваться инструментом ремесленника для осуществления своих идей, всегда важно – каких, потому что в искусстве имеет значение не только «как», но и «что». Можно красиво исполнить безнравственные вещи, но можно ли назвать их искусством. Из переписки с западными художниками знаю, что вопрос «что» у них даже не стоит, им интересно только «как». 

Делай что хочешь, главное – привлечь внимание. Серьезная тема, да еще с подтекстом, никому не нужна. К слову сказать, тот питерский форум сопровождался выставкой арт-объектов. Не оставляло впечатление какого-то обмана: художник делает нечто такое, чего сам не может понять, и подает это как загадку – «вот я какой концептуальный, подите, раскусите, что я хотел сказать». Например, лежали семь скомканных бумажек, и были они названы «Композиция №7». Это очень удобно, дает возможность завуалировать свою некомпетентность и непрофессионализм. 
«Я не умею рисовать, но прикроюсь этим, и никто ничего не узнает». 
Могу поверить, что в начале XX века художники-авангардисты действительно искали новое, но потом началась обыкновенная спекуляция. – Над чем работаете сейчас? – Над циклом, посвященным поездке на Псковскую землю. Мне удалось побывать в Псково-Печерском монастыре, в Изборске, Изборско-Мальской долине, в Мальском монастыре. Также делаю серию гуашей, много работаю тушью и пером, люблю графику. Мне нравится изображать переходные состояния в природе, а также в душе человека. Очень люблю писать весну, а работать люблю осенью.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Депутаты Парламентского Собрания обсудили подготовку мероприятий Союзного государства в сфере социальной политики и здравоохранения
  2. Парламентское Собрание проведет «правительственный час» на тему сотрудничества в сфере здравоохранения
  3. «Страна.ua» рассказала, как украинские дезертиры бегут за границу
  4. Потери ВСУ за сутки составили до 1755 человек
  5. Мезенцев примет участие в конференции по безопасности осенью в Минске
  6. Компании из Беларуси смогут быстрее выходить на Мосбиржу
  7. Вячеслав Володин прибыл с рабочим визитом в Никарагуа
  8. Путин провел рабочую встречу с руководителем Федеральной таможенной службы Валерием Пикалевым
  9. Лукашенко: Будем работать над тем, чтобы ООН была более эффективной
  10. Песков заявил, что присутствие сил НАТО в Чёрном море угрожает России
  11. Сергей Митин: Судостроители планируют сдать до конца года еще 13 судов рыбопромыслового флота
  12. Рябков не исключил размещения ядерного оснащения в ответ на ракеты США в ФРГ
  13. Лукашенко назначил нового замминистра обороны
  14. Польша увеличит численность военных на границе с Беларусью почти в три раза
  15. Лукашенко заслушал доклад председателя Гомельского облисполкома об устранении последствий урагана

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Найди отличия

Павел Родионов

Полосатое знамя над Пенсильванией

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также