35-й Московский международный кинофестиваль начался, он в разгаре. Киносмотр открыл фильм «Война миров Z», который представлял Брэд Питт.
Но спектакль прохода кумира зрителей по красной дорожке к театру «Россия» был едва ли не более ярким зрелищем. Он явно доставил удовольствие обеим сторонам – автографы получили все желающие, актер со всеми сфотографировался. И, похоже, охранникам, рьяно выполнявшим свой долг, было рекомендовано «не мешать», потому что Брэд Питт постоянно оказывался не в их кольце, а в окружении зрителей.
Брэд Питт назвал «Войну миров Z», в которой сыграл роль спасителя человечества от очередной напасти, «летним развлечением». И сказал, что ему «хотелось сделать что-то такое, что порадовало бы его сыновей». Российских тинейджеров тоже ждет радость – фильм выходит в прокат.
На традиционном пресс-брифинге перед фестивалем его президент Никита Михалков отметил «уязвимость» конкурсной программы ММКФ, поскольку после Венецианского, Каннского и Берлинского кинофорумов уже не остается премьерных картин «хорошего уровня». Особых восторгов по поводу приезда Брэда Питта Михалков не выразил, заметив, что «кино – это бизнес» и представление в рамках ММКФ европейской премьеры «Война миров Z» подчеркивает, что среди прокатчиков фестиваль расценивается «как благоприятная площадка для старта».
Михалков поддержал закон о борьбе с незаконным распространением видеопродукции, сообщив, что в год мимо государства и правообладателей проходит 4 млрд рублей. «Кажется, в Германии гражданина оштрафовали только за то, что он выложил съемку ДТП с видеорегистратора, где фоном звучала песня, права которой были защищены, – привел он пример. – То есть в мире к пиратству давно относятся более чем серьезно, а у нас пиратское скачивание год от года растет в геометрической прогрессии».
Среди внеконкурсных программ президент фестиваля особое внимание обратил на ретроспективу фильмов Бернардо Бертолуччи, на «Португальскую эйфорию», на спецпрограмму, посвященную 75-летию Рудольфа Нуриева, и на программу «Сталинградская битва», в которой отражены и российский, и немецкий взгляды на переломный момент в ходе войны. Особо Михалков отметил показы фильмов Коста-Гавраса, греческого режиссера, удостоенного спецприза 35-го ММКФ за вклад в кинематограф. И, как рассказал Михалков, в рамках фестиваля пройдет конкурс сценариев, свои дебютные проекты представят 80 студентов профильных вузов.
Между тем залы основной фестивальной площадки – кинотеатра «Октябрь» – забиты до отказа, особый интерес, как всегда, к конкурсным фильмам – среди них и правда есть немало хороших лент. Хотя в тематике превалируют, увы, детектив и полицейский экшн. Уже состоялся показ триллеров: французского «Другая жизнь Ришара Кемпа» Жерминаля Альваре, грузинского «Беспредел» Арчила Кавтарадзе и польского «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского, на очереди – российский «Скольжение» Антона Розенберга.
А пока Россия представляет интеллектуальное кино – очередную версию на библейские темы, экранизацию «Иуды Искариота» Леонида Андреева молодым режиссером Андреем Богатыревым и философскую ленту Константина Лопушанского «Роль», которая рассказывает о том, чем чревата попытка сыграть чужую роль.
Имела успех у зрителей молодежная комедия дебютанта Чиро Де Каро «Spaghetti story» (Италия). И особый интерес привлекла лента испанца Альберто Мораиса «Портовые ребята». Мораис – открытие Московского кинофестиваля, два года назад он получил главный приз за фильм «Волны», а исполнитель главной роли еще и приз за лучшую мужскую роль. Режиссер снимает тягучее, раздумчивое кино, без диалогов – путешествия «по волнам памяти», в которых бытовые подробности не имеют значения. Но картинка того, что происходит с героями, получается яркой, внятной и запоминающейся.
…В «Гала-премьерах» показали «Игру в правду» Виктора Шамирова (один из продюсеров – Тимур Бекмамбетов), опередившего самого Люка Бессона. Дело в том, в основе фильма – пьеса французского драматурга, актера и режиссера Филиппа Леллуша, который приезжал в Москву представлять картину. Ровно через месяц он приступит к экранизации пьесы на студии EuropaCorp Люка Бессона, который выступит продюсером фильма. Филипп не только поставит картину, но и сыграет в ней одну из главных ролей.