Продюсер обоих проектов – председатель ТРО Союза Игорь Угольников сегодня отвечает на вопросы «СВ».
22 июня на Первом канале были показаны 4-серийный телесериал «Крепость» и фильм «В июне 41-го», снятые по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО).
Сериал «Крепость» (полная телеверсия фильма «Брестская крепость») рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар фашистских захватчиков. В фильме снялись актеры Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов и другие.
Фильм «В июне 41-го» рассказывает историю лейтенанта погранвойск Ивана Бурова (актер Сергей Безруков). После нападения германских войск Буров – единственный, кто остается в живых из погранзаставы, и он решает вести собственную войну с захватчиками.
– Расскажите, как распределялся материал между основным фильмом и телевизионной версией, приходилось ли что-то доснимать?
– «Брестскую крепость» мы изначально делали как полнометражный фильм, и это был первый крупный кинопроект Союзного государства. Съемочного материала было достаточно, чтобы сделать еще и 4-серийную телевизионную версию, с использованием хроники. Эта форма, когда параллельно делаются полнометражные фильмы и 4-серийные версии, используется не только в России, но и во всем мире. Сериал, на мой взгляд, применительно к ТВ, выглядит лучше, чем полнометражный фильм, в нем есть дополнительные эпизоды и сделана правильная «окантовка» – начало и конец каждой серии логически связаны с финалом.
– Какой опыт вынесли из этих съемок исполнители главных ролей?
– Коллеги мне говорили – как можно снимать Деревянко в роли комиссара Фомина, это же исторический персонаж, и не все там так однозначно. Но не все так однозначно и в жизни, – Павел Деревянко, пробовавшийся трижды, доказал, что хочет и должен сниматься в этой роли. Это была его профессиональная и прежде всего человеческая победа. Мы рискнули, а кино всегда большой риск, и не пожалели. Андрей Мерзликин приезжал на съемки всегда заранее, просил дать ему личного экскурсовода, изучал документы, постоянно ходил по крепости, был наполнен ее атмосферой. Все актеры, которые снимались в «Брестской крепости», получили серьезный жизненный опыт.
– Как оценили ваш фильм те, кто был близок к эпопее Брестской крепости?
– Для нас была очень важна реакция сына комиссара Фомина, образ которого воплотил Павел Деревянко. Также важна была реакция оставшихся в живых участников обороны Брестской крепости, наших консультантов, в частности Петра Котельникова. Именно он был прообразом Сашки Акимова из нашего фильма. Мы показывали фильм консультантам на этапе сборки и финальный вариант. И я все выпытывал у них: «У вас есть ощущение, что на экране неправда?» «Неправды нет, именно так оно и было», – отвечали они. Для меня это самое важное. В доказательство привожу слова Петра Котельникова, сказавшего, что «все события первых дней обороны крепости отображены очень точно. Фильм смотрится на одном дыхании».
– Входит ли ваш фильм в число 100 фильмов, рекомендованных к показу школьникам?
– Как ни странно, нет. Но, думаю, в школах разберутся, фильм и так смотрят, уговаривать кого-либо не надо. А вот в список фильмов, рекомендованных Министерством обороны к показу в воинских частях, он включен.
– А что скажете о фильме «В июне 41-го» с Сергеем Безруковым в главной роли?
– Это была разминка перед «Брестской крепостью», разведка боем, мне нужно было отрепетировать механизм работы с «Беларусьфильмом», с нашими и белорусскими кинематографистами. У этого фильма был другой формат и другие задачи. События происходят в Беларуси, на пограничной заставе, где в неравный бой вступает оставшийся в живых лейтенант погранвойск Буров. Меня обвинили, конечно, в том, что я показал Рэмбо, этакую фантастику-романтику. Но Сергей Безруков сыграл замечательно. Фильм был профинансирован Союзным государством совместно с «Централ Партнершип», студией, с которой работаю много лет. Примерно такую же «разведку боем» начинаем вести сейчас относительно нового проекта – фильма о Первой мировой войне. Идем по такому же пути, собираем хронику, делаем документальный фильм, погружаемся в материал.
– То есть предполагается создать несколько фильмов на эту тему?
– Первой большой работой станет игровой фильм «Батальон смерти» – о женском батальоне, который в 1917 году пришел на фронт для поддержки боевого духа русской армии. Сейчас Дмитрий Месхиев готовится к съемкам в Питере. Продюсируют работу студия Corner Work и Первый канал. Занимаюсь я этим проектом не потому, что близится 100-летие Первой мировой войны, которое отметим в будущем году, а для того, чтобы осмыслить, что произошло с Россией и миром во время этой 100-летней эпохи. Почему мы живем так, а не иначе, почему случилась Вторая мировая война… Ведь все решалось тогда, 100 лет назад. Об этом не принято говорить, ту войну забыли намеренно, а нужно возвращать память защитникам Отечества. Проект наш рассчитан на 4 года и кроме «Батальона смерти» включает в себя международный альманах «WW1» («Первая мировая»), в съемках которого кроме России будут участвовать Германия, Франция, Англия, Сербия, каждая страна со своей новеллой. Российская новелла, собственно, будет представлена «Батальоном смерти». Делаем и документальный фильм – о Сморгони, где проходила так называемая «белорусская линия», где по траншее можно было пройти всю Беларусь с северо-запада до юго-востока, я недавно ездил, смотрел. Сморгонь была вся перекопана, противостояние русской и немецкой армий продолжалось 800 дней, об этом тоже никто не знает.
Фильм-эпопея «Первая мировая война», надеюсь, станет вторым крупным кинопроектом Союзного государства. Задуман очень сложный фильм, в котором будет отражен и Брусиловский прорыв, и начало Первой мировой, и ее трагедия. Должен заметить, что люди знают, что между Россией и Беларусью существуют серьезные отношения, что у нас общая граница, таможня и многое другое, но вспоминают, что живут в Союзном государстве, когда смотрят кино. Это и есть зримое наполнение Союзного государства.
– Сегодня и в верхах заговорили о патриотическом кино, что это такое для вас?
– Не могу не сказать, что наш фильм «Брестская крепость» стал возможен благодаря помощи двух президентов – А.Г. Лукашенко и В.В. Путина. А что касается патриотического кино, к сожалению, понятие патриотизма часто нивелируется и просто шельмуется, но люди тем не менее хотят быть патриотами. Именно молодые люди, которых мало что интересует, хотят гордиться своей страной, ее прошлым и настоящим. Тем более что тем для этого предостаточно. Нам есть чем гордиться, так почему же мы отворачиваемся от собственной гордости?! Пора возвращаться на круги своя.