САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Дожди и солнце – дни прекрасны!..

Золотую пальмовую ветвь 66-го Каннского кинофестиваля вручили фильму Абделатифа Кешиша «Жизнь Адели».

Непривычно было находиться в это время в Каннах, продуваемых ветрами, с температурой 12-13 градусов тепла, с небом, на которое то и дело наплывали грозовые тучи. Но, невзирая на погоду, киноманы осаждали Большой дворец Люмьеров.

Конкурс этого года был с французско-американским акцентом: авторы семи картин из 20 – французские режиссеры или те, кто снял фильм во Франции, как, например, Кешиш, тунисец по происхождению. Шесть фильмов представляли США. Собственно, авторам из этих стран и достались главные призы. В Каннах, как ни на одном фестивале, с первого до последнего дня остается интрига, волнующая всех, – кому достанется «Золотая пальмовая ветвь»? Журналистское сообщество бурлит, обсуждая новинки, французский журнал Screen с ежедневным рейтингом критиков по утрам мгновенно расхватывается, все четко ориентируются в количестве баллов. И все это, как показывает опыт, не имеет ни малейшего значения для жюри. Конкурс открылся фильмом Франсуа Озона «Молодая и красивая», определившим одну из главных тем – поиски персонажами понимания и любви – и оказавшимся очередной историей о «дневной красавице», студентке Сорбонны (Марина Вакт), активно подрабатывающей проституцией.
Тему любви через призму семейных сложностей в драме «Прошлое» (снята во Франции) рассматривает и иранский режиссер Асгар Фасхади, лауреат «Золотого медведя», «Золотого глобуса» и «Оскара». Это размышление о том, что никому не удастся забыть те неблаговидности, которые мы творим в отношении близких людей. И счастья в «новой жизни» не будет, даже если развод, даже если новая «любовь»… Режиссер сказал журналистам, что снимал фильм с таким прицелом, чтобы каждый зритель мог «сыграть» в этой драме свою роль, и, надо сказать, ему это удалось. В главной роли французская актриса Беренис Бежо (приз за лучшую роль), которую российский зритель запомнил по оскароносному фильму «Артист».
И высочайших оценок заслужила, пожалуй, самая гуманная картина конкурса «Каков отец, таков сын» Хироказу Коре-Еды (Япония, приз жюри). А в самом деле, как поведете себя вы, благополучный человек, когда в один прекрасный день вам позвонят из роддома и сообщат, что 6-летний ребенок, которого вы воспитываете, не ваш, произошла подмена, ошибка? А ваш ребенок растет в семье с совсем другим достатком и устоями?.. На протяжении фильма герои проходят через все процедуры с ДНК и даже обмениваются детьми под вопль одной из матерей: «Да я бы кошку не поменяла, а мне предлагают ребенка!..» Но они не выносят разлуки с детьми, и на общем фото в финале семьи воссоединяются в том формате, в котором их отформатировала жизнь. Финал фильма тонет в шквале аплодисментов. В этом же ряду оптимистичная картина братьев Коэн (США) «Внутри Льюина Дэвиса» (Гран-при) – об исполнителе спиричуэлс, музыки, модной в середине XX века. Фильм снят по мемуарам реального музыканта. Призом «за лучшую мужскую роль» награжден Брюс Дерн в фильме Александра Пэйна «Небраска» (США).

Фильм «Эли» Амата Эскаланте (Мексика), рассказывающий об ужасах войн с наркоторговцами, наметил вторую сквозную тему – борьбы человека с насилием. Картина шокировала жесткостью, но жюри, похоже, согласилось с мнением режиссера, что «иначе к проблеме внимания не привлечь», и выписало Эскаланте приз «за лучшую режиссуру». Лилась кровь и в китайской картине «Прикосновение греха» Цзя Чжанке (приз за лучший сценарий), где в четырех новеллах режиссер пытается осилить проблему жутчайшего напряжения в обществе, поселив в каждой новелле по «майору Евсюкову» – с ружьями, пистолетами, ножами. Очевидно, что это напряжение растет прямо пропорционально экономическому расцвету общества. Фильм захватывает и убеждает, но слишком затянут, и мера художественности вряд ли соблюдена в кадрах, где «нервный» возчик насмерть забивает лошадь.

Зло в чистом виде возникает и в черной комедии голландца Алекса ван Вармердама «Боргман», где главный персонаж с подельниками «завоевывает мир» и «захватывает власть» пока на обозначенной территории дома успешного телепродюсера. Захватчики разрушают дом и сад, изводят семейство вместе с обслугой, зачислив в свой штат лишь детей вместе с няней, вдохновившихся новой «миссией». Режиссер заявил, что «хотел показать зло через ненормальное поведение обычных людей, которых можно встретить на каждом шагу». Вот такие послания человечеству отправлены в нескольких конкурсных картинах, и несмотря на то что жюри возглавляет гуманист Спилберг, некоторым из авторов вручены призы. Но главная интрига оставалась до последних дней, когда появился вдруг всеобщий фаворит – фильм Кешиша «Жизнь Адели». Достовернейшая драма о любви, измене, разлуке, страданиях. С той лишь поправкой, что переживают эти чувства две женщины (Леа Сейду и Адель Экзаркопулос). Центром фильма стали откровеннейшие эротические сцены, каких, без сомнения, зритель еще не видывал. От политических аспектов проблемы во Франции режиссер активно открестился. И совсем не вписались в данный контекст призов замечательные картины Стивена Содберга, Романа Полански, Паоло Соррентино, Джима Джармуша.

Осталось сказать, что фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы», представлявший Россию в «Спецпоказах», определен критикой как «набор штампов». Напомним, что Таисия победила в 2012 году в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» и, по правилам Каннского фестиваля, получила право показать полнометражную картину в следующем году. Фестиваль выполнил обещание, Таисия сняла фильм, получив от Минкульта около 1 млн долларов, но назвать эту сказку про деревню, ожидающую конца света, успешной работой вряд ли получится. Вопросов на тему, почему Россию, когда-то покорившую Канны фильмом «Летят журавли», представляют теперь такие работы, у журналистов было немало. В этом году в «Синефондасьоне» среди 18 участников представлял свой фильм «Норма жизни» выпускник Высших режиссерских курсов (мастерская Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского) Евгений Бяло. В программе «Неделя критики» с успехом прошел показ фильма Юрия Быкова «Майор», снятого, как и «Отдать концы» Игуменцевой, на студии Алексея Учителя «Рок». 

Презентация фильма Таисии Игуменцевой прошла в Российском павильоне, славящемся своими насыщенными программами, руководит павильоном гендиректор Роскино Екатерина Мцитуридзе. Иностранцы восклицали: «Russian pavilion is full!» Действительно, яблоку негде упасть в отличие от многих павильонов в Интернациональной деревне, на которых висят замки. В один из первых дней здесь прошла презентация «В фокусе – новое российское кино – 2013». Сейлскомпаниям, дистрибьюторам, фестивальным отборщикам, журналистам были представлены 10 проектов, в том числе «Иван Поддубный» Глеба Орлова. Представила свои проекты и компания Главкино – в том числе «WW1» продюсера Игоря Угольникова.

Также на презентации в российском павильоне были объявлены первые 10 фильмов 35 ММКФ.
Среди российских проектов, готовых для копродукции, наиболее интересными журналистам показались «Битва за Севастополь» (продюсеры Наталья Мокрицкая и Мила Розанова) и «Рудольф Нуреев. Начало» по сценарию Евгении Тирдатовой.

Прошла в павильоне и презентация Центра дополнительного образования и развития кинематографии. Директор департамента кинематографии и модернизационных программ Минкульта РФ Вячеслав Тельнов назвал новую структуру «центром быстрого реагирования» для развития отечественной киноиндустрии. По его словам, этот центр «будет находиться в постоянном контакте со всеми сферами кинематографии и удовлетворять их нужды». «Только господдержка поможет российской индустрии развиваться и быть на должном уровне», – сказал В. Тельнов. Преподавать слушателям центра будут кинематографисты, сообщила куратор проекта Анна Гудкова. Центр начнет работать осенью, к 2017 году планируется открыть не менее девяти кафедр-лабораторий.

Павильоны Беларуси, Украины и Азербайджана находятся по соседству с Российским, страны СНГ только осваивают континент под названием – Каннский фестиваль. «Беларусь представляет на фестивале четыре документальных и два анимационных фильма, – рассказал замгендиректора «Беларусьфильма» Дмитрий Шелег. Кроме того, в копродукции с Россией, Германией, Финляндией представляет фильмы «Я не вернусь» Ильмара Раага и «Роль» Константина Лопушанского. Фильм «Роль» более трех месяцев снимался в Беларуси: натурные съемки с вокзалом и паровозами – в Бресте, павильонные – в Минске, на «Беларусьфильме» и пейзажи с церковью – в Витебской области».

Канны, Франция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также