САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Дожди и солнце – дни прекрасны!..

Золотую пальмовую ветвь 66-го Каннского кинофестиваля вручили фильму Абделатифа Кешиша «Жизнь Адели».

Непривычно было находиться в это время в Каннах, продуваемых ветрами, с температурой 12-13 градусов тепла, с небом, на которое то и дело наплывали грозовые тучи. Но, невзирая на погоду, киноманы осаждали Большой дворец Люмьеров.

Конкурс этого года был с французско-американским акцентом: авторы семи картин из 20 – французские режиссеры или те, кто снял фильм во Франции, как, например, Кешиш, тунисец по происхождению. Шесть фильмов представляли США. Собственно, авторам из этих стран и достались главные призы. В Каннах, как ни на одном фестивале, с первого до последнего дня остается интрига, волнующая всех, – кому достанется «Золотая пальмовая ветвь»? Журналистское сообщество бурлит, обсуждая новинки, французский журнал Screen с ежедневным рейтингом критиков по утрам мгновенно расхватывается, все четко ориентируются в количестве баллов. И все это, как показывает опыт, не имеет ни малейшего значения для жюри. Конкурс открылся фильмом Франсуа Озона «Молодая и красивая», определившим одну из главных тем – поиски персонажами понимания и любви – и оказавшимся очередной историей о «дневной красавице», студентке Сорбонны (Марина Вакт), активно подрабатывающей проституцией.
Тему любви через призму семейных сложностей в драме «Прошлое» (снята во Франции) рассматривает и иранский режиссер Асгар Фасхади, лауреат «Золотого медведя», «Золотого глобуса» и «Оскара». Это размышление о том, что никому не удастся забыть те неблаговидности, которые мы творим в отношении близких людей. И счастья в «новой жизни» не будет, даже если развод, даже если новая «любовь»… Режиссер сказал журналистам, что снимал фильм с таким прицелом, чтобы каждый зритель мог «сыграть» в этой драме свою роль, и, надо сказать, ему это удалось. В главной роли французская актриса Беренис Бежо (приз за лучшую роль), которую российский зритель запомнил по оскароносному фильму «Артист».
И высочайших оценок заслужила, пожалуй, самая гуманная картина конкурса «Каков отец, таков сын» Хироказу Коре-Еды (Япония, приз жюри). А в самом деле, как поведете себя вы, благополучный человек, когда в один прекрасный день вам позвонят из роддома и сообщат, что 6-летний ребенок, которого вы воспитываете, не ваш, произошла подмена, ошибка? А ваш ребенок растет в семье с совсем другим достатком и устоями?.. На протяжении фильма герои проходят через все процедуры с ДНК и даже обмениваются детьми под вопль одной из матерей: «Да я бы кошку не поменяла, а мне предлагают ребенка!..» Но они не выносят разлуки с детьми, и на общем фото в финале семьи воссоединяются в том формате, в котором их отформатировала жизнь. Финал фильма тонет в шквале аплодисментов. В этом же ряду оптимистичная картина братьев Коэн (США) «Внутри Льюина Дэвиса» (Гран-при) – об исполнителе спиричуэлс, музыки, модной в середине XX века. Фильм снят по мемуарам реального музыканта. Призом «за лучшую мужскую роль» награжден Брюс Дерн в фильме Александра Пэйна «Небраска» (США).

Фильм «Эли» Амата Эскаланте (Мексика), рассказывающий об ужасах войн с наркоторговцами, наметил вторую сквозную тему – борьбы человека с насилием. Картина шокировала жесткостью, но жюри, похоже, согласилось с мнением режиссера, что «иначе к проблеме внимания не привлечь», и выписало Эскаланте приз «за лучшую режиссуру». Лилась кровь и в китайской картине «Прикосновение греха» Цзя Чжанке (приз за лучший сценарий), где в четырех новеллах режиссер пытается осилить проблему жутчайшего напряжения в обществе, поселив в каждой новелле по «майору Евсюкову» – с ружьями, пистолетами, ножами. Очевидно, что это напряжение растет прямо пропорционально экономическому расцвету общества. Фильм захватывает и убеждает, но слишком затянут, и мера художественности вряд ли соблюдена в кадрах, где «нервный» возчик насмерть забивает лошадь.

Зло в чистом виде возникает и в черной комедии голландца Алекса ван Вармердама «Боргман», где главный персонаж с подельниками «завоевывает мир» и «захватывает власть» пока на обозначенной территории дома успешного телепродюсера. Захватчики разрушают дом и сад, изводят семейство вместе с обслугой, зачислив в свой штат лишь детей вместе с няней, вдохновившихся новой «миссией». Режиссер заявил, что «хотел показать зло через ненормальное поведение обычных людей, которых можно встретить на каждом шагу». Вот такие послания человечеству отправлены в нескольких конкурсных картинах, и несмотря на то что жюри возглавляет гуманист Спилберг, некоторым из авторов вручены призы. Но главная интрига оставалась до последних дней, когда появился вдруг всеобщий фаворит – фильм Кешиша «Жизнь Адели». Достовернейшая драма о любви, измене, разлуке, страданиях. С той лишь поправкой, что переживают эти чувства две женщины (Леа Сейду и Адель Экзаркопулос). Центром фильма стали откровеннейшие эротические сцены, каких, без сомнения, зритель еще не видывал. От политических аспектов проблемы во Франции режиссер активно открестился. И совсем не вписались в данный контекст призов замечательные картины Стивена Содберга, Романа Полански, Паоло Соррентино, Джима Джармуша.

Осталось сказать, что фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы», представлявший Россию в «Спецпоказах», определен критикой как «набор штампов». Напомним, что Таисия победила в 2012 году в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» и, по правилам Каннского фестиваля, получила право показать полнометражную картину в следующем году. Фестиваль выполнил обещание, Таисия сняла фильм, получив от Минкульта около 1 млн долларов, но назвать эту сказку про деревню, ожидающую конца света, успешной работой вряд ли получится. Вопросов на тему, почему Россию, когда-то покорившую Канны фильмом «Летят журавли», представляют теперь такие работы, у журналистов было немало. В этом году в «Синефондасьоне» среди 18 участников представлял свой фильм «Норма жизни» выпускник Высших режиссерских курсов (мастерская Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского) Евгений Бяло. В программе «Неделя критики» с успехом прошел показ фильма Юрия Быкова «Майор», снятого, как и «Отдать концы» Игуменцевой, на студии Алексея Учителя «Рок». 

Презентация фильма Таисии Игуменцевой прошла в Российском павильоне, славящемся своими насыщенными программами, руководит павильоном гендиректор Роскино Екатерина Мцитуридзе. Иностранцы восклицали: «Russian pavilion is full!» Действительно, яблоку негде упасть в отличие от многих павильонов в Интернациональной деревне, на которых висят замки. В один из первых дней здесь прошла презентация «В фокусе – новое российское кино – 2013». Сейлскомпаниям, дистрибьюторам, фестивальным отборщикам, журналистам были представлены 10 проектов, в том числе «Иван Поддубный» Глеба Орлова. Представила свои проекты и компания Главкино – в том числе «WW1» продюсера Игоря Угольникова.

Также на презентации в российском павильоне были объявлены первые 10 фильмов 35 ММКФ.
Среди российских проектов, готовых для копродукции, наиболее интересными журналистам показались «Битва за Севастополь» (продюсеры Наталья Мокрицкая и Мила Розанова) и «Рудольф Нуреев. Начало» по сценарию Евгении Тирдатовой.

Прошла в павильоне и презентация Центра дополнительного образования и развития кинематографии. Директор департамента кинематографии и модернизационных программ Минкульта РФ Вячеслав Тельнов назвал новую структуру «центром быстрого реагирования» для развития отечественной киноиндустрии. По его словам, этот центр «будет находиться в постоянном контакте со всеми сферами кинематографии и удовлетворять их нужды». «Только господдержка поможет российской индустрии развиваться и быть на должном уровне», – сказал В. Тельнов. Преподавать слушателям центра будут кинематографисты, сообщила куратор проекта Анна Гудкова. Центр начнет работать осенью, к 2017 году планируется открыть не менее девяти кафедр-лабораторий.

Павильоны Беларуси, Украины и Азербайджана находятся по соседству с Российским, страны СНГ только осваивают континент под названием – Каннский фестиваль. «Беларусь представляет на фестивале четыре документальных и два анимационных фильма, – рассказал замгендиректора «Беларусьфильма» Дмитрий Шелег. Кроме того, в копродукции с Россией, Германией, Финляндией представляет фильмы «Я не вернусь» Ильмара Раага и «Роль» Константина Лопушанского. Фильм «Роль» более трех месяцев снимался в Беларуси: натурные съемки с вокзалом и паровозами – в Бресте, павильонные – в Минске, на «Беларусьфильме» и пейзажи с церковью – в Витебской области».

Канны, Франция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ушла Светлана Светличная
  2. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  3. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  4. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  5. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  6. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  7. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  8. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  9. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  10. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  11. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  12. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  13. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  14. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  15. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Горячий ноябрь в Абхазии

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция протестует против ратификации инвестиционного соглашения с Россией

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также