САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Реализм не в силах охватить всего

Илья Бояшов, лауреат премии «Нацбест» за роман «Путь Мури» (об удивительных свойствах кошек), автор романа «Танкист», или «Белый тигр», по мотивам которого Карен Шахназаров снял фильм «Белый тигр», писателем себя не считает.

Илья Бояшов, лауреат премии «Нацбест» за роман «Путь Мури» (об удивительных свойствах кошек), автор романа «Танкист», или «Белый тигр», по мотивам которого Карен Шахназаров снял фильм «Белый тигр», писателем себя не считает. 

Увлекшись историей в 4-м классе, он окончил истфак Ленинградского пединститута имени А.И. Герцена и после непродолжительных поисков себя восемь лет проработал экскурсоводом в Центральном военно-морском музее. Изучал военную историю начала XX века и историю флота и наконец стал преподавать историю в Нахимовском училище. Преподавал 18 лет, написав между делом около десятка романов и повестей, вступил в СП и продолжает считать себя историком. Его новый роман «Каменная баба», в котором автор «предъявил нам архетипический образ русской женственности во всем ее блеске, лихости и неприглядности», по признаниям читателей в Интернете, читается залпом. Сегодня писатель Илья Бояшов отвечает на вопросы «СВ»

– Великая Отечественная война все дальше отдаляется от нас. Скажите, трогают ли вас военные фильмы, в которых снимают сцены страшных боев, или все разговоры о войне в наше время, что касается литературы и искусства, должны перейти в плоскость философствования, фэнтези, фантастического реализма? Именно в этом жанре написан ваш роман «Танкист, или «Белый тигр» и снят фильм Шахназарова. 
– О войне мне думается как о катастрофе, ужаснейшей трагедии, которая случилась с нами за все наши грехи. После того как я ознакомился со множеством архивных источников и воспоминаниями очевидцев (и с той, и с другой стороны), уверен – никакой самый современный, навороченный высокобюджетный, массовый по батальным съемкам реалистический фильм не передаст и сотой доли того поистине первобытного ужаса, который царил тогда на полях сражений. Реализм не может охватить всего, но самое главное – он не может увидеть то самое «над», то есть метафизическую составляющую человеческой истории. Именно поэтому в литературе я ушел от военного реализма, на мой взгляд, почти полностью исчерпавшего себя, и захотел создать легенду о войне, сагу, былину. А саги и былины вполне соотносятся с жанром фэнтези, согласитесь? Карен Георгиевич Шахназаров оказался тем человеком, который понял мой замысел. Так мы идейно нашли друг друга. 

– В какой степени ваш «заговоренный» дед – вы рассказывали об этом в телепрограмме – стал прототипом Ваньки Смерти в романе «Танкист, или «Белый тигр»? Как родился замысел романа? И легко ли он писался? Где вы брали реалии романа, из каких исторических документов? Какова была реакция читателей? Где закончил войну ваш дед и что с ним сталось? 
– Начну со своего деда, Петра Васильевича Арбузова. В реальности он скорее смахивал на горьковского деда Каширина. Он и внешне был очень похож! Малого роста, упрямый, кряжистый, с удивительно мощным «народным» характером. В нем было много злости, той самой жизненной злости, которая помогает выживать в самых невероятных обстоятельствах. Гонял всех нас, имею в виду семью, как сидоровых коз. Безумно любил лошадей. После войны до самой пенсии работал в Рощинском леспромхозе. Демобилизовавшись, он получил дом в оставленной тогда финнами Выборгской области. Сколько себя помню, у нас всегда были лошади – Ночка, Зорька, Апсур. Дед души в них не чаял! Как и многие фронтовики, он пил и курил, но однажды, когда со здоровьем стало совсем плохо, взял и сказал себе: «Хватит»! Случилось это году в 64-м. И с тех пор не выпил ни одной рюмки и не выкурил ни одной сигареты. Да, характер был удивительный! Однополчане очень его любили. Когда приезжали к нам, всегда вспоминали, как «Петя хорошо их кормил» – в конце войны он после контузии стал батарейным поваром. Закончил войну в Кенигсберге. Участвовал в Параде Победы… Боевой был! Что касается замысла романа, очень помогла мне любовь как раз к притчевой литературе («Легенда о Тиле», «Моби Дик, или Белый кит»). Особенно хочется выделить повесть белорусского писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», которая в свое время произвела на меня ошеломляющее впечатление мощнейшей метафизикой: у меня в романе в одном из эпизодов «Белый тигр» попирает гусеницами вереск и исчезает в белорусском тумане – совсем как «охота» у Короткевича. Что касается исторических источников – их множество, оставалось только «скомпилировать», то есть взять из них то, что мне понадобилось для написания саги. Образ Ваньки сразу как-то сформировался в моей голове, поэтому работа шла легко – написал я «Танкиста» за три месяца. Ну и еще полгода ушло на шлифовку текста. Реакция читателей была далеко не однозначной. Кто-то хвалил, кто-то заклеймил как антипатриота. Я своих критиков понимаю. Историческая правда – безобразная дама: не у всех хватает сил смотреть ей в лицо. Многие протестуют – такого не было. Но, увы, было все. К критике я отношусь спокойно. 

– Главная мысль вашего романа «Танкист» заключается в том, что война будет продолжаться до тех пор, пока ее в своих душах будут носить люди и будет жив хотя бы один танк. Скажите, у вас есть надежда на то, что война как способ разрешения конфликтов будет изжита человечеством или это утопия? И что можно сделать уже сегодня, вы же мечтаете, чтобы освободить наши души от бациллы войны? 
– Я далеко не мечтатель, ибо отдаю себе полный отчет: война идет везде и повсюду. Война – биологическая данность человечества. Война – сущность этногенеза. Иллюзий здесь быть не должно. «Помни войну, готовься к войне…» – вот лозунг, который должен висеть на каждом доме, на каждом троллейбусе и в России, и в Беларуси. 

– Как рассказывать о войне современным детям? Спрашиваю вас как преподавателя истории. Где учителю искать «объективный» взгляд на события после всего того мусора, который вынесла на себе постсоветская школа? 
– Начнем с того, что учебник истории должен быть единый. История – служанка государства. Какова идеология страны – таков и ее учебник. Это нормально. Более того, это необходимо. Главное сейчас – окончательно выработать государственную идеологию. Идеология – всегда миф, былина, сага. И это тоже нормально. У каждого государства свой миф, своя былина, поэтому плевать мы должны с высокой колокольни в этом чрезвычайно важном вопросе на мнение Европ и Америк. У них своя история, у нас своя. Американцы помешаны на собственной избранности – ветер им в паруса! А мы должны быть помешаны на своей. Преподавание – дело второе. Здесь от преподавателя все зависит. Главное – чтобы он разделял миф, то есть идеологию государства. 

– Как вы относитесь ко всем тем, естественным, замирениям бывших противников – русских и немцев, которые происходят сегодня по обе стороны границы на разных встречах? Помириться – значит ли это обо всем забыть?.. 
– Как-то я сидел рядом с Гюнтером Грассом, и он рассказывал мне (через переводчика) об ужасах Рурского котла, в который тогда, семнадцатилетним солдатом СС, попал. А пригласил Грасса в Питер тоже фронтовик – Даниил Гранин. Ну что тут еще добавить? Грасс и Гранин, несомненно, чувствуют друг к другу симпатию, иначе не стали бы встречаться. 

– Как себя чувствуют сегодня в Петербурге ветераны войны и блокадники? Как везде в России, имею в виду недостаточное внимание к фронтовикам и властей, и общественности? 
– Могу сказать только о своем отце, Владимире Терентьевиче Бояшове, композиторе, ученике Шостаковича. Мой отец блокадник, он получает двойную пенсию и что-то еще… Временами ему дарят подарки и присылают открытки с поздравлениями. Он доволен жизнью. 

– Вас не задевает сравнение вашего «Танкиста» с героями книг Толкиена? Что думаете по этому поводу? 
– Толкиен мне также близок по духу, как и Мелвилл, Шарль де Костер и Короткевич, поэтому ничего удивительного в сравнении не вижу. Это очень даже естественно, что сравнивают… 

– Вам понравился фильм Карена Шахназарова «Белый тигр»? Насколько глубоко он воплотил ваши мысли о войне? Вам нравится такой модный ныне ход – не экранизация, а «по мотивам романа»? Фильм «Белый Тигр» в январе получил «Золотого орла», разделили ли вы этот триумф с создателями фильма?.. 
– Карен Георгиевич идейно мне близок. И фильм его мне понравился. И мысли мои о войне фильм полностью воплотил. А что касается «модного хода», нельзя забывать – выбирая то или иное произведение, режиссер лишь отталкивается от него и на его основе создает свое оригинальное творение. Я в свое время оттолкнулся от Тиля, Моби Дика и «Дикой охоты». Шахназаров оттолкнулся от меня, поэтому и «Золотой орел» – прежде всего его триумф, а не мой, хотя, что лукавить, я тоже очень рад такому его триумфу. Идет совершенно естественный художественный процесс, так что, на мой взгляд, все равно – «по мотивам» создается тот или иной фильм или получается экранизация. 

– Над чем вы работаете сейчас? 
– Совсем недавно закончил повесть о человеческой душе. Суть ее в том, что живет человек, душа которого начинает вести себя, скажем, не совсем тихо – ворочается, толкается, болит и вообще доставляет ему всяческие неудобства. И человек решает избавиться от нее – чтобы не толкалась… Начинает искать того, кто ему в этом поможет. Беда современной цивилизации в том, что дьяволу сегодня не надо уговаривать людей – многие сами ищут его, чтобы с готовностью отдать ему свою душу. Да еще и приплатить готовы, лишь бы жить не мешала.

– Наш фирменный вопрос: как вы относитесь к интеграции России и Беларуси, строящих Союзное государство? 
– Россия и Беларусь – одно целое. Горячо желаю скорейшего нашего объединения. Это исторически необходимо сделать! Наивны те люди (и у нас, и в Беларуси), которые ратуют за самостийность и смотрят на Европу. Пора окончательно признать – Европа чужда нам. Она ни хороша, ни плоха. Она – чужда. Чужда тотально. Как цивилизация. Как данность, с чем рано или поздно придется смириться даже самым завзятым германо– и англофилам. Только объединение – скорейшее и окончательное, ибо время уже не терпит! 

– И вопрос личного характера. Известно ли что-либо вам о танковых сражениях первых дней войны в 1941-м в районе Гродно в Белоруссии? Там пропал без вести мой дядя, брат моей мамы Иван Николаевич Муганцев 1921 г.р., танкист, призван на службу из города Белова Кемеровской области за полгода до начала войны... 
– Танковые сражения под Гродно – одни из самых грандиозных во всей Второй мировой войне. Некоторые считают (и не безосновательно), что они превосходят по количеству брошенных в бой танков Курскую битву. К сожалению, эти события все еще ждут своих исследователей – только-только начали появляться первые серьезные работы. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также