Тарковский вновь в России
Вернулся архив Андрея Тарковского. История эта началась в ноябре прошлого года, когда киновед Ольга Суркова, долгие годы работавшая в качестве личного летописца Андрея Тарковского в Советском Союзе и за рубежом, выставила на торги аукционного дома Sotheby,s архив гениального режиссера.
Вернулся архив Андрея Тарковского. История эта началась в ноябре прошлого года, когда киновед Ольга Суркова, долгие годы работавшая в качестве личного летописца Андрея Тарковского в Советском Союзе и за рубежом, выставила на торги аукционного дома Sotheby,s архив гениального режиссера.
И произошло неслыханное – среди претендентов на лот оказались 22 участника, а первоначальная цена в 100 тысяч фунтов стерлингов взлетела до 1 млн 300 тыс. фунтов. С постсоветского пространства кроме России за архив воевали Украина и Латвия, а среди европейцев бился датский гений Ларс фон Триер. Но архив был приобретен российским представителем и передан Дому-музею Тарковского в Юрьевце Ивановской области, где в детстве подолгу жил будущий режиссер.
На пресс-конференции в РИА «Новости» губернатор Ивановской области Михаил Мень рассказал о том, что инициатором приобретения архива выступило правительство Ивановской области, обратившееся к меценатам. В качестве меценатов выступили российские бизнесмены, и в первую очередь партнер кинофестиваля «Зеркало», совладелец компании «Капитал Груп» Павел Тё, зампред правления «Газпромбанка» Илья Елисеев, глава компании «НефтеТрансСервис» Вячеслав Аминов, владелец сети бизнес-отелей в России Александр Клячин, предприниматель Мишель Литвак, основатель премии «Национальный бестселлер», писатель и фотограф Константин Тублин – всего более 20 человек. Были внесены и личные средства, в частности Михаилом Менем и Никитой Михалковым.
Имена соперников ивановцев, дошедших почти до финала, не разглашаются. Разрешил назвать себя только продюсер Борис Тетерев – он намеревался «прокатать» архив по миру, а затем подарить его Музею кино. Ларс фон Триер, скорее всего, надеялся, что его творческую фантазию будет вдохновлять и это приобретение. Мень подчеркнул, что музей Юрьевца благодаря архиву поднимется на новый уровень и сможет привлечь значительно больше туристов и ценителей творчества Тарковского.
Марина Тарковская, сестра режиссера, считает, что архив не имеет цены. «Мне дорого каждое слово Андрея, каждая его фотография, – сказал Марина Арсеньевна. – Интересно посмотреть оригиналы его дневников 1979-1986 годов, потому что их издания в разных странах весьма сильно отличаются. С нетерпением жду момента, когда смогу прикоснуться к архиву».
Архив обнародуют в июне, на фестивале «Зеркало», который проходит в Ивановской области. Вниманию публики представят 32 аудиокассеты, 13 мини-дисков с голосом Тарковского, записанных в последние годы его жизни, блокноты с заметками к будущим лентам. Четыре фотоальбома, печатные сценарии фильмов: «Зеркало», еще с первоначальным названием «Белый, белый день», «Солярис» и «Сталкер», которые отличаются от окончательных вариантов и содержат комментарии автора. Представлен будет и покадровый план этих картин, а также письма, в частности черновик письма Брежневу с просьбой разрешить показ «Андрея Рублева» в Советском Союзе, 800 страниц дневников. Уже в ближайшее время, сказал губернатор, в Иваново пригласят специалистов для работы над архивом. Размещен он будет в Историческом музее Юрьевца – по соседству с музеем Тарковского. Бизнесмены предложили построить еще и гостиницу, а номера в ней оформить в стилистике фильмов Тарковского.
Надо сказать, что при всей благодарности Ольге Сурковой, сохранившей архив, а она уже 30 лет живет в Голландии, отношение к ее поступку с аукционом вызвало разные мнения в обществе. Но Суркова утверждает, что несколько лет назад она предлагала российским деятелям культуры выкупить у нее архив за куда более меньшую цену – за 30 тысяч долларов, но отклика не получила. Михаил Мень заявил, что к ивановцам с таким предложением никто не обращался, и никакой переписки на этот счет не сохранилось. «Будь так, – сказал губернатор, – архив был бы немедленно выкуплен».