САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Не предавать свою память

Фильм Александра Котта «Брестская крепость», первый кинопроект Союзного государства, завоевавший больше десятка фестивальных призов и высоких наград, не первый год широко демонстрируется в мире.

Фильм Александра Котта «Брестская крепость», первый кинопроект Союзного государства, завоевавший больше десятка фестивальных призов и высоких наград, не первый год широко демонстрируется в мире.

Кроме того, режиссер хорошо знаком зрителям по фильмам «Конвой PQ-17», «Я покажу тебе Москву», «Ёлки-2» и сериалам «Охотники за бриллиантами», «Герой нашего времени», «Список влюбленных РФ», «Крепость».
Перед тем, как поступить во ВГИК, Александр работал фотографом и участвовал во многих выставках. Наверное, поэтому его первый короткометражный фильм «Фотограф» был настолько удачен, что получил десятки призов в России и Европе. Энергетика короткометражки настолько захватила режиссера, что он посвятил ей не один год. На мастер-классе Котта по проблемам короткометражного кино на 23-м «Кинотавре» яблоку негде было упасть.
«В России лед тронулся. Но у нас пока нет культуры «короткого метра», к этим фильмам традиционно относятся, как к учебным работам. На последнем «Кинотавре» конкурс «короткого метра» был не менее популярен, чем основной», – отметил Александр Котт в эксклюзивном интервью «СВ».
– Например, в этом году в программе было около 20 фильмов. И это радует. Кроме того, многие фильмы не учебные этюды, а законченные работы, полноценный «короткий метр». «Мальчики», «Проклятие», «Песнь механической рыбы», «Ноги-атавизм», «Трубач и кукла». Были фильмы, интересные своим неожиданным решением, потому что их авторам по 23-24 года. И, наконец, в этом году на ММКФ впервые появилась официальная секция короткометражного кино.
– А чем «короткий метр» так привлекает людей?
– Тем, что это всегда авторское кино, основанное на личном высказывании.
– Как вы считаете, становятся ли фильмы лучше от фестиваля к фестивалю?
– Знаете, это некая лотерея, а не вопрос роста, и все равно в конкурс объективно попадают очень интересные фильмы. Но никогда нельзя сказать, что вчера фильм делали на токарном станке, а сегодня – на станке с программным управлением. И меня, кстати, удивило, что многие фильмы сняты на цифровые носители лучше, чем на пленку. Дело в том, что цифра еще не приблизилась к фактуре кино, она другая и не имеет таких возможностей, как пленка.
– Вы как-то обмолвились, что хотели бы многое изменить в сериале «Герой нашего времени», почему так случилось?
– Дело в том, что Печорин – это стопроцентный Лермонтов, все истории, которые он описывает, происходили с ним: княжна Мэри – это Екатерина Сушкова, известен прототип доктора и других персонажей. Когда я начал работать над фильмом, был в плену привычного печоринского образа, который нам преподносят в школе, – рефлексирующий, тяжелый человек врубелевского типа. Но в процессе знакомства с материалом понял, что все мы дико обмануты, потому что, по сути, Лермонтов был мальчишкой-хулиганом. О том, из-за чего разгорелась дуэль с Мартыновым, даже в школьных учебниках не пишут, так это неприлично.
А как Лермонтов воевал в своем знаменитом карательном отряде на Кавказе! Думаете, чем они занимались? Они проводили «зачистки», и бился он в красной атласной рубахе,  а не в мундире. Они врывались во вражеские крепости на конях, перепрыгивали через сделанные черкесами накаты из бревен, и там начиналась такая рубка, мало не покажется! В стихотворении «Валерик» описан один из таких боев у кавказского селения: «В приклады! – и пошла резня. /И два часа в струях потока /Бой длился. Резались жестоко, /Как звери, молча, с грудью грудь, /Ручей телами запрудили». Вот такие вещи они творили, и писал он свой роман непоследовательно, сначала последнюю главу написал, это сейчас мы анализируем систему его координат от начала до конца, а у него было совершенно другое восприятие.
Да, он был таким, до последнего дня издевался над своим приятелем, являлся на балы с саблей, что было запрещено, раздражал всех, и, конечно, это был совсем не тот странно-таинственный персонаж с томным взглядом, который существовал на наших уроках литературы. Эти факты меняют все наши представления о поэте, и он становится близким и понятным. Но когда я все это понял, было поздно.
– Вы – режиссер фильма «Брестская крепость», который успешно идет по миру. С какими чувствами вы работали над этой картиной? И что означает для вас понятие патриотизма?
– Снимать кино о войне – огромная ответственность. Для этого нужно очень хорошо изучить то время, а главное, понять, какими же тогда были люди. А как там все было на самом деле, сегодня, к сожалению, не знает никто, а живые свидетели тех битв молчат. Во-первых, потому, что это было очень давно, а во-вторых, им невыносимо тяжело об этом говорить. Когда я начал изучать архивные материалы Брестской крепости, то понял, что это был настоящий ад, где царила паника, и никакого выбора у людей не было. Либо сдаться – и умереть в плену, либо не сдаваться и все равно – умереть. Мы старались, чтобы наш фильм был пропитан этим чувством. Но в большой степени фильм «Брестская крепость» – это мое восприятие тех событий, основанное в том числе и на каких-то личных историях. Мой дед воевал, и, когда я был маленьким, его награды – медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды – казались мне незначительными. И только потом я стал понимать их цену и то, как дорого за них заплачено. Продюсеры до сих пор плотно занимаются прокатом «Брестской крепости», и не так давно мы возили ее в Италию. Зрители хорошо приняли картину, такие фильмы собирают в зарубежных странах живущее там русскоязычное население.
А чувство патриотизма остро испытываешь, находясь вдали от Родины. Патриотом себя нельзя «считать»: ты или патриот своей страны, или нет – это вопрос воспитания. Это – как дышать, как любить свою мать. Смешно вспомнить, но однажды я шел по Нью-Йорку и слушал песни Гарика Сукачева, и, представьте, в этот момент я испытывал чувство гордости за свою страну, хорошо помню это ощущение. Не верю и таким фильмам, которые проходят по разделу «патриотического кино». Хочешь вызвать у зрителей чувство патриотизма – снимай кино про людей, которые являются патриотами своей страны. Делай так, чтобы зритель ушел из кинотеатра с чувством гордости за страну.
– Скажите, после съемок «Брестской крепости» вам стало что-то яснее про русский и белорусский характеры?
– А мне и до съемок было ясно, что ближе и роднее людей, чем белорусы, для русских нет, у нас общие исторические и культурные корни, язык, вера. Но нужно помнить, что население Беларуси разнородно, и в городах, близких к польской границе, преобладает польское население, исповедующее католическую веру.
– Вам хотелось бы еще раз поучаствовать в кинопроекте Союзного государства?
– Новых планов у меня нет, но если такая возможность предоставится, возражать не стану.
– Над чем работаете сейчас?
– Пока собираюсь с мыслями – после телесериала «Темная сторона Луны», где действие происходит в 80-е годы.
– Расскажите, как так случилось, что Котты, два брата – Александр и Владимир, стали режиссерами? Взаимодействуете ли творчески друг с другом?
 – Добавлю, что мы с Вовой близнецы и самые близкие люди на свете. Никто лучше брата не даст оценку твоему кино, не подскажет, как сделать лучше, но творческими планами мы не делимся, и никогда не будем работать на одной съемочной площадке. Вова окончил ГИТИС, а я – ВГИК, так и стали режиссерами. В семье у нас кинематографистов не было, папа работал на заводе, а мама была учительницей. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также