О векселях, подлогах и любви
X юбилейный фестиваль «Островский в Доме Островского» в Малом театре открылся спектаклем минского Национального драматического театра им. М.Горького «Правда – хорошо, а счастье лучше».
X юбилейный фестиваль «Островский в Доме Островского» в Малом театре открылся спектаклем минского Национального драматического театра им. М. Горького «Правда – хорошо, а счастье лучше».
Фестиваль этот впервые был проведен в 1993 году, когда гастроли были сведены на нет, и провинциальные театры не имели возможности приезжать в Москву и показывать лучшие работы. «Для того чтобы изменить ситуацию и сохранить культурное пространство, и родилась идея такого смотра, – сказал на пресс-конференции худрук Малого театра Юрий Соломин. – Нас поддержало Министерство культуры, помогает оно и сегодня в проведении фестиваля». За эти годы на сцене Малого театра показали свои спектакли более 30 театров из разных регионов России. От Владивостока, Астрахани и Магадана до Северной Осетии. В этом году кроме минчан свои спектакли привезли театры из Оренбурга, Рязани и Омска. Москву кроме Малого театра спектаклем «Гроза» представлял Театр-студия «Откровение». Этот коллектив зародился на базе выпускников Театрального училища имени Щепкина и уже получил статус городского театра. Юрий Соломин отметил, что к молодым «с вниманием отнесся префект Юго-Западного округа столицы, где работает новая труппа, и выделил им помещение». Сегодня в репертуаре молодого театра – 15 спектаклей, многие из них поставлены по классике. В этом году – из-за грядущего ремонта – фестиваль провели в неурочное время: обычно он начинается или заканчивается 12 апреля – в день рождения великого драматурга и поэта театра Александра Николаевича Островского.
Выступая на пресс-конференции, деятели театра, участники фестиваля говорили о невероятной современности Островского. «Если для нас в свое время все эти закладные, расписки, проценты, векселя были темным лесом, – сказал Юрий Соломин, – то сейчас пойдите, послушайте, как хохочут надо всем этим даже подростки, они с младых ногтей знают, что это такое». Режиссер спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше» Аркадий Кац, перечислив весь сонм русских литературных гениев, которые, не будучи драматургами, все же широко представлены на мировых сценах, заявил, что Островский, несмотря ни на что, занимает особую нишу и «стоит совершенно отдельно от всех, подобно своему памятнику перед Малым театром». Народный артист СССР Ростислав Янковский, играющий Силу Грознова в спектакле «Правда – хорошо», а также исполнявший роли в «Горячем сердце», «Доходном месте» и «Волках и овцах» в своем театре, сказал о том же: «Во время спектаклей по Островскому вылезают наружу все человеческие болячки, потому он так хорошо смотрится». «Малый театр с каждым годом становится для меня все дороже и дороже, – сказал знаменитый артист, – и я горд, что русский язык остался государственным в Беларуси». Авангардные постановки – с мотоциклами в «Снегурочке» и всевозможной «гимнастикой на сцене» – выступающие отвергли. Сказали, что, ставя Островского, важно «угадать время и то, насколько содержание пьесы созвучно современности». И каждый из гастролеров благодарил Малый театр за этот фестиваль.
И надо отметить, что время и стиль в котором следовало представлять пьесу, во всех спектаклях было угадано. Очень свежо прозвучала лукавая формула Островского, ставшая названием – «Правда – хорошо, а счастье лучше» (см. фото). Вряд ли кто задумывался над тем, что это за сравнение такое – правды со счастьем? Есть над чем призадуматься тем, кто любит сплеча рубить правду-матку так, как приказчик Платоша Зыбкин. Ему повезло, и все сложилось как нельзя лучше и с карьерой, и с личной жизнью, а бывает совсем по-другому. Спектакль просто заворожил зрителей тем, как гармонично все в нем устроилось. «Счастье, где ты?!» – восклицаем мы. А оно – вот рядом, важно только не просмотреть, да еще такому персонажу, как Сила Грознов – Ростислав Янковский, нужно появиться в нужное время в нужном месте.
«Бешеные деньги» представляли сразу два театра – Оренбургский областной драмтеатр им. М. Горького и Рязанский ордена «Знак Почета» областной театр драмы. Ох эти деньги, не дают они нам покоя – кому «бешеные», а кому и совсем малые, ну не отпускают они нас. Спектакль Валерия Кове (Оренбург) метафоричен. В нем нет декораций и реквизита, актеры, как в пантомиме, работают с воображаемыми предметами. А главные персонажи весьма актуальны – и делец Савва Васильков (Сергей Тыщенко), и Лидия Чебоксарова (Мария Губанова), поступающая так, как велит жизнь. Се ля ви, в общем. «Бешеные деньги» в постановке Жанны Виноградовой (Рязань) – более традиционен. Центром его становится скорее история главной героини (Марина Мясникова), в которую влюблен Васильков (Александр Зайцев), чем тема «денег».
Ну а «На всякого мудреца довольно простоты» Омского театра драмы, думаю, очень понравился бы самому драматургу – с такой любовью и вниманием к актерским индивидуальностям поставлен Александром Кузиным. В центре его – юный Глумов (Сергей Сизых) – бесподобный карьерист, который не останавливается ни перед чем. Цель оправдывает средства – следить за тем, как расставляет он фигуры и пешки в своей игре среди оборотных зеркал, одно удовольствие, тем более что в ролях этих «фигур» великолепные артисты – Валерия Прокоп, Татьяна Филоненко, Валерий Алексеев, Евгений Смирнов. Продлись фестиваль еще на неделю – этот спектакль стал бы хитом. В этот же день на сцене филиала Малого театра студия «Откровение» показала «Грозу». А завершился фестиваль на сцене филиала же спектаклем-долгожителем Малого театра – «Волки и овцы». Он идет уже 10 лет, театралы Москвы, можно сказать, знают его наизусть и не прочь увидеть на фестивале что-нибудь новенькое.
Премий и наград в Доме Островского не раздают, всем участникам дарят роскошные сувениры – в память о днях на великой сцене, где священнодействовал Михаил Щепкин.