BELARUS на все руки
Продукция МТЗ хорошо известна во всем мире. Самую популярную модель - можно увидеть и на полях Союзного государства, и даже на африканском континенте. Причем, хоть и производят легендарную технику в Минске, наполовину она состоит из российских материалов и комплектующих
Полноприводным артистам все по плечу, несмотря на то, что музыку в кабине не всегда хорошо слышно. Фото: БЕЛТА
ПАШЕТ ПОД ПАЛЬМОЙ И БЕРЕЗОЙ
Минский тракторный завод - один из флагманов белорусской промышленности. Даже на пике пандемии коронавируса производство не останавливалось. С начала года предприятие на двадцать процентов нарастило поставки в российские регионы. Вырос экспорт белорусской сельхозтехники в Узбекистан, Молдову, Таджикистан, Кыргызстан и Армению.
После двенадцатилетнего перерыва, в апреле 2020-го, начались поставки техники в Зимбабве. В Африку за 11 тысяч километров отправили трактора BELARUS-820. Среди стройных экзотических пальм красный «Беларус» выглядит эффектно. На далеком континенте техника из Синеокой впервые появилась еще в 1980-е, а в наши дни география только расширяется: среди перспективных направлений экспорта - Замбия и Нигерия.
МТЗ входит в топ-12 экспортеров тракторной техники по всему миру: на рынки европейских стран в первом квартале отправилось около 500 единиц техники, в Азию и на Ближний Восток - более 300.
В июле белорусские «богатыри» участвовали в агропромышленной выставке в Рязанской области «День поля», где МТЗ презентовал три трактора. В том числе BELARUS-1221.3: двигатель у него на 130 «лошадей», но расход топлива скромный. И все по последнему слову техники: синхронизированная коробка передач, механический ходоуменьшитель, кондиционер.
Местные аграрии шанс не упустили: все три модели, представленные в Вышгороде, с выставки отправились прямиком в хозяйства.
ПО ОДНОЙ ЦЕНЕ
Россия - основной торговый партнер МТЗ. У братской страны сябры закупают комплектующие - подшипники, электрооборудование, резинотехнические изделия и многие другие детали. Синеокая не только продает РФ свою продукцию, но еще и создает сборочные производства. Одно такое в следующем году заработает в Казани. На новой площадке будут собирать разные модели: от 40 до 200 и от 300 до 350 лошадиных сил. Создадут центральный склад запчастей, а также филиалы в Москве и Новосибирске. Это поможет организовать централизованную доставку комплектующих и техники по всей территории страны.
Посол Беларуси в РФ Владимир Семашко подтверждает: этот рынок для минского предприятия приоритетный. В прошлом году половина продукции была поставлена именно в Россию, а общая доля экспорта МТЗ составляет девяносто процентов.
- МТЗ-Татарстан - идеальная база, чтобы попробовать организовать комплексные продажи. Когда предлагается не только трактор, но и агрегаты к нему, - уверен дипломат.
ВМЕСТО ПАРТЫ - РУЛЬ
С устройством легендарной белорусской техники тюменские студенты знакомятся прямо в аудиториях.
Каких только гигантов не увидишь на промышленной экскурсии. Дух захватывает – только держись! Фото: БЕЛТА
Год назад при поддержке МТЗ-Татарстан специализированный класс Минского тракторного завода открылся в Государственном аграрном университете Северного Зауралья. Площадка на базе Механико-технологического института оформлена под стать логотипу МТЗ - в красных тонах. В помощь ребятам - тренажеры по вождению трактора и точному земледелию. В общем, вместо скучных учебников - реальные машины в качестве наглядных пособий.
Такие же обучающие площадки есть и в других российских регионах. Они работают, например, на инженерном факультете Чувашской государственной сельхозакадемии и в Институте механизации и технического сервиса Казанского государственного аграрного университета.
НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ
Экскурсии на заводы - популярный и оригинальный турпродукт. Причем можно не просто походить и посмотреть на производство, но и своими руками собрать трактор!
В Беларуси промпроизводства стали знакомить с работой своих цехов пару лет назад. Главное, записаться заранее. Каждому выдается «карта сборки»: в ней пошагово описана инструкция по созданию трактора. Под руководством опытных мастеров можно установить рулевое колесо и поучаствовать в ряде других технологических операций. И в итоге получить сертификат с указанием серийного номера и страны назначения, куда ваш железный конь отправится. За качество сборки заказчику переживать не придется: всю продукцию проверяют специалисты.
Конечно, коммерческих секретов вам не расскажут. Но впечатлений отсюда можно увезти немало: цеха-гиганты словно огромный лего-конструктор, только для взрослых. А еще во время экскурсии можно прокатиться на самом мощном серийном тракторе BELARUS-3522.
За почти четыре года существования программы на Минском тракторном заводе побывало больше 12 тысяч человек из 66 стран мира и 127 населенных пунктов Беларуси. В лидерах - Россия, Эстония, Латвия, Германия, Литва.
Коронавирус и осенняя волна ОРВИ экскурсионных программ не нарушили, но меры безопасности не помешают. На входе первым делом замерят температуру и предложат продезинфицировать руки. Для гостей ношение масок желательно, а для сотрудников музейно-промышленного центра - обязательно.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Завод начал работу в 1946 году. Поначалу выпускал гусеничные трактора мощностью 37 «лошадей». Колесная модель МТЗ-2 - более сильная и надежная - стала большим подспорьем в развитии сельского хозяйства республики, которая восстанавливалась после войны. Кстати, придумал имя для модели главный конструктор завода Иван Дронг: назвал новую машину просто и патриотично - «Беларусь». Со временем предприятие превратилось в мирового производителя сельскохозяйственной техники, и сегодня каждый десятый колесный трактор в мире сходит с конвейера МТЗ.
ЧУДО ТЕХНИКИ
ВОТ ТЕ РАЗ, ТРАКТОР ТАНЦУЕТ ВАЛЬС
Машины минского завода не только надежны, но и грациозны. На них можно и сельхозполя бороздить, и танцевать танго с вальсом.
Ролики с балетом от МТЗ собирают тысячи просмотров на YouTube. Разбившись по парам, машины то кружатся, то устремляются в разные стороны, то съезжаются в хоровод. Заставить трактор танцевать - задача непростая: в кабине порой такой гул, что за шумом работающего двигателя музыки почти не разобрать.
А как-то в канун Нового года завод устроил настоящую сказку. «Артисты» - три пары тракторов «Беларус», украшенные яркими светящимися гирляндами и мишурой, - завели хоровод вокруг елки. А потом под аплодисменты и восторженные крики зрителей демонстрировали сложнейшие фигуры.