Племянница Гагарина Тамара Филатова: Расскажу, каким он парнем был
Сегодня она заведует отделом в Объединенном мемориальном музее Ю. А. Гагарина. Родная племянница и крестница первого космонавта Земли рассказала корреспонденту «СВ» уникальные подробности из его жизни.
Юра в 13 лет стал крестным Тамары, так решил семейный совет, носил ее в церкви вокруг купели. Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости
Породу не спрячешь, сразу же бросается в глаза. Нос – копия гагаринского.
- Если бы только нос, - улыбается сидящая напротив собеседница. – Мне лет-то уже сколько. Годы, увы, взяли свое. Раньше, говорили, что у нас вообще одно лицо. Поэтому, наверное, он и любил меня больше всех. Из Саратова, где он учился в техникуме, на каникулы обязательно привозил всем подарки. Меня же просто баловал. После первого курса привез трехколесный велосипед. А после второго – уже двухколесный.
- Для начала пятидесятых настоящее роскошество. Где он брал деньги?
- По ночам разгружал баржи в порту. Ночью больше платили. А на следующий день отдыхал и в техникум не ходил. Ему разрешали, как отличнику. На четвертом курсе попутно начал заниматься в саратовском аэроклубе. Техникум закончил с красным дипломом. Пока защищался, в аэроклуб не ходил. За пропуски его отчислили. Но он такой, что не привык сдаваться. Пошел к начальнику клуба. Все объяснил. Думаю, тот просто понял, что мальчишка без неба не проживет. И Юра не только нагнал все пропуски, но и первым из курсантов совершил самостоятельный полет на учебном самолете.
Юрий Гагарин с Борисом Волыновым. Фото: личный архив
Потом по рекомендации поступил в Оренбургское летное училище. В училище по выходным устраивались танцы, на которые приходили местные девушки. Там Юра познакомился с Валентиной, своей будущей женой. Правда, поначалу не произвел на нее впечатления: невысокий, худощавый, короткий ежик на голове. Почти лысый. Но потом она поняла, что за неказистой внешностью скрывается совершенно другой человек. Через неделю снова встретились. Погуляли по городу. И он вдруг говорит: «В следующее воскресенье пойдем с тобой гости. Как к кому? К вам».
И - пошли. У нее тоже большая семья – братья, сестры. И на всех, включая родителей. Юра произвел самое благоприятное впечатление. Он не мог не понравиться. Открытая солнечная улыбка. Моментально находил общий язык с совершенно разными людьми – будь то академик, английская королева, простая селянка. Крестьянский сын, он отлично понимал крестьян, любил их. После полета первые его поездки – Болгария и Польша. Сохранилась хроника, где он встречается с болгарскими крестьянами. У там него настолько счастливое, одухотворенное лицо – он в своей стихии, с родными по духу людьми.
ЗВЕЗДЫ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Юрий Гагарин с Иосифом Кобзоном. Фото: личный архив
- Вы знали, что он готовится к полету в космос?
- Нет, конечно. Все было секретно. Думали, он летчик-испытатель. В 1960 году я все лето прожила у них в Чкаловском. Ни намека на какой-то там космос. Когда 12 апреля 1961 года сообщили о полете, его отец, мой дедушка сначала не поверил: «Мало ли на Руси Юрок Гагариных», - махнул рукой и уехал с мастерами в одну из деревень чего-то строить. Он был отличным плотником. Потом специально за ним послали горкомовский «газик». А вот его мама, моя бабушка, сразу все поняла. Где-то за месяц до этого Юра письмо прислал, телефонов тогда не было, писал, что уезжает в длительную командировку. И просил ее приехать – Валя вот-вот должна была родить вторую дочку. Но мама тогда не смогла – отец заболел. А тут как услышала по радио про космический полет, даже не сообразила, что надо переодеться, как была в халате и тапочках, так и на вокзал пошла, телогрейку только накинула. Билет до Москвы стоил два рубля. Она сунула в кассу десятку. Взяла билет и пошла к вагону. Кассирша за ней вдогонку: «Женщина сдачу возьмите». В Москве пересела на электричку до Чкаловской. Народу в вагоне битком. Все разговоры только про полет и Гагарина. «Сыночек мой», - невольно вырвалось у мамы. Сидевшие рядом сразу насторожились. Человек в космосе, а тут тетка какая-то в телогрейке и тапочках. Стали ее расспрашивать. Биографию Юры уже передали по радио. Рассказала, как отца зовут. Сколько братьев и сестер. Что жену Юры зовут Валентина. Старшую дочку – Леночка. «А вот как младшую зовут не знаю, письмо не успело дойти». И весь вагон хором: «Ее зовут Галя. Только что передали по радио». 14 апреля вся семья поехала встречать Юру на внуковском аэродроме, а меня оставили смотреть за хозяйством, кур кормить. Я с тех пор кур терпеть не могу. Кроме запеченных. 17 апреля он сам приехал в Гжатск. Город стоял на ушах. Все жители собрались у нашего старого дома. А напротив, через дорогу уже красовался новый, построенный по решению Совета Министров в дар родителям первого космонавта.
- Я его видел. Уж больно маленький подарок?
Юрий Гагарин с родителями. Фото: личный архив
- Меряете сегодняшним днем: понастроили особняков, хапают. А по тем временам вовсе не маленький. Три комнаты, веранда, кухня с полной меблировкой. Председатель исполкома торжественно вручил Юре ключи, а тот передал их родителям. Будь дом большим, барским, родители в него никогда бы не переехали. В городском парке был митинг. Юра выступал. Людей море. Вдоль дорожек вазоны огромные стояли с цветами, смели все, до единого, такая лавина шла. И только ближе к ночи мы смогли, наконец, сесть за стол. Родня собралась со всей России, но как-то уместились. Выпили и закусили. Песни пели от души. Юра любил петь. Например, «Усталую подлодку» я впервые услышала от него. Больше скажу, он знал песни войны еще 1812 года, сама эта тема его очень интересовала. Особенно вид знамен тех времен, он сразу представлял идущих в атаку русских бравых гренадеров или скачущих на богатырских конях кирасир. А вообще, если вернуться к музыке, он с детства играл на трубе в духовом оркестре при Доме пионеров. Позже - в оркестре техникума. Но потом, конечно, забросил, не до трубы стало.
- Многим почему-то кажется, - продолжает Тамара Дмитриевна, - раз первый космонавт, то мы, его родственники, жили в каких-то исключительных условиях. Ничего подобного. Жили, как все. Хотя отношение, особенно к отцу и матери, было очень уважительное. Одно время было трудно с хлебом. В магазинах за ним стояли огромные очереди. Юрина мама пришла – встала последней. Ей бабы кричат: «Гагарина, тебе хлеба и без очереди дадут. Чего стоишь-то». Она отвечает: «Мне-то дадут, а вот на тебе хлеб возьмет и закончится. И ты, скажешь, Гагарина забрала мою буханку. А я не хочу, чтобы наше имя трепали». В общем привилегий не было никаких. Да, мы и не просили. Юра еще обижался, говорил моей маме: «Зоя, меня весь белый свет о чем-то просит, а ты хоть бы заикнулась о чем». «Юр, - отвечала она, - мне помощь не нужна, мы работаем, у нас все нормально».
СТРОЙБАТ - СТРАШНАЯ СИЛА
Юрий Гагарин с отцом. Фото: личный архив
- Гжатск после его полета, говорят, буквально расцвел.
- Скорее, стал нормальным городом, в котором хочется жить. До этого не было ни канализации, ни водопровода, ни центрального отопления. А тут сразу прислали стройбат. Они за неделю перекопали весь город, уложили коммуникации. Заасфальтировали улицы. Построили завод «Динамик», кинотеатр, дом культуры. Появилась новая больница. Быстрыми темпами начали строить жилые дома. Ни одну просьбу земляков Юра не оставлял без внимания. Например, он дружил председателем колхоза имени Радищева Иваном Денисенковым. Часто там бывал. Однажды к нему подходят доярки, с кормами, говорят, у нас плохо, помогли бы Юрий Алексеевич. Он уехал. Думали, уж и забыл о просьбе. Вдруг Гагарин звонит председателю: «Давай быстрей в Москву». Встретил его на вокзале, и в министерство прямо в кабинет министра. Тот их уже ждал вместе со своими замами. Они по дороге не договорились, сколько просить-то. «Тонны четыре, наверное, хватит», - сказал Гагарин министру. Тот расхохотался. Гагарин, не поймет, чего смешного он сказал. Оказывается, им уже приготовили документы на двести тонн.
- Сам Гагарин часто приезжал родню проведать?
Хохма с приятелем по техникуму. Фото: личный архив
- Он был постоянно занят. Но при впервой возможности обязательно вырывался. Каждый приезд – новый ажиотаж. В семи километрах от города пост ГАИ, как только Гагарин его проезжал, сразу следовал звонок в горком, и у порога дома собиралась целая толпа. Нормально пообщаться удавалось только по ночам. Вообще с ним интересно было на машине ездить. Все московские постовые честь отдавали. Слава – это хорошо, но очень неудобно. Как-то Юра отвез младшего брата Бориса с семьей в московский зоопарк, договорились, во сколько их заберет, а сам рванул по делам в министерство. Они походили по зоопарку. В кафешке пообедали. И в назначенный час сели опять в его машину. Счастливые. Довольные. «Вы хоть пообедали? А я вот не успел с делами», - говорит Юра. «Какие проблемы, кафешка по дороге попадется, зайдем, перекусишь», - предложил Борис. Юра расхохотался: «Ты представляешь: я зайду в кафе? Да кто мне даст спокойно там поесть?…». В общем, тормознули у ближайшего магазина. Боря купил кефир. Булку. Колбаски. Свернули в тихий переулок. Юра перекусил. И поехали дальше. В июне 1966 года у меня был выпускной. Он позвонил: поехали, купим тебе красивое платье и туфли. Заходим с ним в магазин: у всех продавщиц сразу ступор. Смотрят на него огромными глазами, а сказать что-то толком не могут. Мы сами быстро выбрали белое платье и туфли, английские лодочки. Расплатились и уехали. Но мой выпускной, он как обещал, приехал на своей французской машине.
- Хорошая машина?
Первый приезд в Гжатск с матерью и отцом. Фото: личный архив
- Вообще-то, ничего особенного. Но очень быстрая. После выпускного, на рассвете часика в четыре мы поехали с ним в Москву. Шоссе пустое. «Хочешь покажу, как она гоняет?» - и вдавил педаль газа. Она как рванула. Ехали километров по 70, а через пару секунд смотрю на спидометр – уже 140. Клиренс маленький, и ощущение что ты сам летишь над самым асфальтом. У меня поджилки затряслись: Все, все! – кричу, - Хватит». Он сразу притормозил: «Это машина, а представляешь, ракета с какой скоростью несется…»
ПОСЛЕДНЯЯ ОХОТА
Фото: личный архив
- Вы помните его последний приезд в родной город?
- Пятое декабря 1967 года. День Конституции. Выходной. Приехал с друзьями-космонавтами. Собрались идти на лося. Я к нему: «Крестный, возьмите и меня». Мужики услышали: «Как? Бабу на охоту? Ни в коем случае». Но мне он отказать не мог. На них так глянул: «Нет, она поедет с нами». Мужички сразу понурились, но делать нечего - поехали. В лесу они пошли в загон, а нас вдвоем поставили на номер с ружьями наизготовку. Слышим, загонщики уже во всю кричат, гремят своими колотушками – гонят зверя. А мы на номере должны в это время быть тише воды. Ниже травы. Не издавать ни звука. Какое там. Погода прекрасная. Солнце. Играли в снежки, Валялись в снегу. Шумели сами на весь лес. Загонщики выходят: «А где добыча». «Убежала», - смеется Гагарин.
- Зачем только ему понадобился этот полет, ставший роковым?
Фото: личный архив
- Надо знать натуру Гагарина. Он был заместителем начальника центра по летно-комической подготовке. И как он мог руководить летчиками, сам не летая? И потом – отлучить летчика от неба, лишить его половину жизни... После гибели Комарова ему запретили садиться в самолет. Больше года он не летал. Но не в его характере сдаваться. Он упрямо добивался. Наконец, разрешили. И вот так получилось.
- Почему его жена молчит все эти годы, ни одного интервью?
- Я понимаю ее очень хорошо. О причинах гибели Гагарина не сообщали так долго, что это породило огромное количество слухов, порой, ужасно грязных. И что они были пьяные, да о чем только ни говорилось. Я сама сколько слез пролила в подушку. Могу представить ее состояние. И потом, она написала две книги. Думаю, все, что хотела сказать, она уже сказала.