Тихой сапой в кротовые норы
В Беларуси столетнюю годовщину отметили богослужением в память о погибших в храме-памятнике Всех святых. Организовали выставки и конференции
Участники фестиваля «Выгонощанская фортеция» воссоздают события Первой мировой в деталях. Фото: БЕЛТА
КТО В СМОРГОНИ НЕ БЫВАЛ
Страшным огненным колесом Первая мировая бойня прокатилась по белорусским землям. Полтора миллиона белорусов согнала она с родной земли. От некоторых населенных пунктов почти ничего не осталось. С другой стороны, война породила Октябрьскую революцию, которая дала белорусскому народу государственность.
Интерес к истории Первой мировой войны сегодня побуждают не только исследования ученых. Многие интересуются ей, как частью истории своей семьи. Память о войне и погибших воинах хранят памятники, мемориалы, воинские захоронения. Их немало, потому что под немецкой оккупацией тогда оказалось полстраны.
В августе 2014 года в Сморгони к столетию начала войны был открыт Мемориальный комплекс памяти героев и жертв Первой мировой. Построили его на деньги Союзного государства. Здесь почти три года стоял фронт, шли ожесточенные бои. К моменту освобождения от Сморгони, которую называли «мертвым городом», осталось несколько домов и полторы сотни жителей. Даже поговорка была: «Кто в Сморгони не бывал, тот войны не видал».
Сильно пострадал от военных действий знаменитый Кревский замок - одно из самых древних каменных оборонных сооружений в Беларуси. Немцы разместили в нем артбатарею, и только чудо уберегло уникальный памятник Средневековья от полного уничтожения. Отходя, русские войска взорвали большинство фортов Гродненской крепости.
ВЫГОНОЩАНСКИЙ ПЛАЦДАРМ
В деревне Выгонощи в Ивацевичском районе и окрестностях фронт стоял три года. Тут немецких бетонных дотов, блокгаузов и блиндажей на квадратный километр - более сотни. Многие отлично сохранились:
- Это был самый укрепленный узел немецкой обороны в Брестской области. Называли даже Выгонощанским плацдармом. Сохранились крупные фрагменты оригинальных сооружений - сапы. В обиходе - кротовые норы.
- Их прокапывали в сторону обороны противника, туда закладывались большие заряды, которые и взрывали, - говорит заместитель директора Полесского аграрно-экологического института Виктор Демянчик.
Теперь в Выгонощах в память о тех событиях уже четыре года проходит военно-исторический фестиваль «Выгонощанская фортеция». На слет клубов исторической реконструкции на берега канала Огинского приезжают гости не только из Беларуси, России, но и из других стран.
ШАНС ОТДАТЬ ДОЛГИ
Письменный прибор тех времен – из коллекции Владимира Лиходедова на выставке в Национальной библиотеке. Фото: БЕЛТА
Уникальный музей в память о солдатах Первой мировой войны открыл в деревне Забродье на Минщине известный белорусский художник, лауреат премии Президента Беларуси «За духовное возрождение» Борис Цитович. Родился на Урале, учился в Минске. В начале 1970-х купил дом в деревне в Вилейском районе. Пошел в лес по грибы и нашел заброшенные могилы. Оказалось - лазаретное кладбище времен Первой мировой войны русской 29-й пехотной дивизии. Вместе с женой Борис Цитович восстановил погост, начал искать сведения о погибших воинах.
В деревне построил часовню в честь святых Бориса и Глеба, где экспонируются собранные артефакты, документы и фотографии. Вместе с единомышленниками нашел и облагородил 26 воинских захоронений. Создал музей «Эшелон». Экспозиция разместилась в пяти соединенных между собой вагонах времен Первой мировой. В День Победы и другие памятные дни в Забродье тоже проводят исторические реконструкции. Вместе с другом - известным историком и коллекционером Владимиром Лиходедовым - Борис Цитович ведет большую поисковую работу: восстанавливают по архивным документам солдатские захоронения и возвращают имена:
- Все это для меня - шанс отдать долг предкам, родной земле, истории, - говорит о своей подвижнической миссии Борис Цитович.
ВЫСТАВКА В БЫВШИХ КОНЮШНЯХ
Известный коллекционер открыток Владимир Лиходедов к столетию окончания Первой мировой войны организовал в Минске оригинальную выставку «Беларусь 1914 - 1918. Война и мир». Экспозицию развернул во дворике Национального исторического музея - в бывших конюшнях Минского отделения Государственного банка Российской империи, где сто лет назад квартировала одна из воинских частей.
На черно-белых фото - фронтовой быт солдат и мирных жителей:
- Идея выставки проста, показать схожие сюжеты с обеих сторон: окопную жизнь, госпиталь, солдат в минуты отдыха. Среди них был и мой прадед, который тоже воевал на полях сражений, - говорит Владимир Лиходедов.
Задумка полностью удалась. Бои, госпитальные и бытовые сцены на удивление подобны: солдаты катаются на качелях, убирают картофель, играют с детьми. На одном фото - хлебопекарни и русские воины, на другом - немецкая полевая кухня. Вот немецкий солдат вырезает из корня дерева царя Николая, а вот русский лепит из снега кайзера Вильгельма. Когда фотооткрытки висят рядом, видны схожести и параллели.
Частью экспозиции были российская полевая кухня, немецкая огневая точка, санитарный фургон. Все предметы оригинальные, найдены на полях сражений под Вилейкой. Посетители делали селфи на фоне биплана, который умельцы воссоздали по старым чертежам. Этот экспонат после выставки отправится в Забродье.
На днях известный историк и коллекционер презентовал книгу «Беларусь в Великой войне 1914 - 1918 годах», в которую вошли около 600 фотографий, часть которых экспонировалась на выставке.
ПРИЗРАК БЕЛОГО ДВОРЦА
Белый дворец был великолепен, в нем 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир. Фото: courtesy.image
Для белорусов и россиян битва закончилась после заключения Брестского мира 3 марта 1918 года. Подписали сепаратный договор в Белом дворце Брестской крепости. Глава молодого советского правительства Владимир Ленин назвал документ «похабным».
Переговоры с немцами шли еще зимой. Немцы в обмен на перемирие требовали от большевиков непомерные контрибуции и признание права на оккупацию Прибалтики, части Украины и Беларуси. Большевики настаивали на мире без аннексий. Делегация Страны Советов до последнего тянула время в надежде на революционный взрыв в Германии.
Карты спутал Лев Троцкий, который был категорически против всяких контрибуций. 10 февраля 1918 года он произнес знаменитую фразу: «Ни мира, ни войны: мир не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем». И сорвал переговоры.
Немцы начали наступление на Восточном фронте. Дошли до Минска и Пскова. Замаячила угроза взятия Петрограда.
3 марта в Брест-Литовске большевики были вынуждены подписать кабальный мир на еще более тяжелых условиях, чем обсуждалось. Россия вышла из Первой мировой войны, столицей нарождающейся Страны Советов стала Москва, куда в середине марта переехало правительство во главе с Лениным.
Для белорусов Брестский мир продлил оккупацию Минска и других городов еще на год и инициировал бурные политические процессы, которые привели к провозглашению 1 января 1919 года Советской Социалистической Республики Белоруссия.
А потом было подписано соглашение в Компьенском лесу и грянула долгожданная революция в Германии. Большевики сразу же дезавуировали Брестское соглашение.
А красивый Белый дворец, к сожалению, не сохранился. Не пережил Второй мировой войны. В 1941-м артобстрелами был разрушен до основания.