Универсальный студент
Вслед за союзной магистратурой для историков ведущих вузов наших стран могут появиться подобные программы на мехматах, биофаках и филфаках
Приезжая друг к другу на стажировки, ребята любят сравнивать программы и находить в них сходства и различия. Фото: БЕЛТА
О большой программе сотрудничества между главными вузами двух стран корреспонденту «СВ» рассказала заместитель декана и ученый секретарь исторического факультета МГУ, исполнительный директор культурной автономии «Белорусы России» Оксана Солопова.
Неудивительно, что базой для эксперимента стали именно эти вузы. История сотрудничества между ними очень богатая, а культурная связь еще глубже. Белорусский язык в МГУ, например, преподавали еще с XIX века. И вполне естественно, что именно исторические факультеты московского и минского университетов первыми создали рабочую программу по взаимодействию еще в 2014 году.
- К созданию магистратуры по «Истории белорусской диаспоры» шли планомерно. Как удалось добиться того, что студенты окажутся обладателями дипломов сразу двух важнейших университетов Союзного государства?
- Связь наших исторических факультетов была и раньше очень плотной. Благодаря Договору о научном и учебном сотрудничестве МГУ и БГУ. Но с 2014 года, с подписанием рабочей программы факультетов, оно приобрело системный характер. Стали проводить совместные конференции и «круглые столы», преподавателей из каждого университета ежегодно приглашали с чтением лекций по своей профильной научной тематике. У нас на постоянной основе проходят научные стажировки для магистрантов и аспирантов Белорусского университета.
- Чем они здесь занимаются?
- К нам приезжают для работы в архивах, для научных консультаций, участвуют в учебном процессе, слушают лекции. Есть и встречное движение. Учащиеся МГУ, в свою очередь, ездят в Минск.
- Еще одной частью программы стал ежегодный российско-белорусский конкурс студенческих научных работ по истории «Общий путь к Великой Победе».
- В 2014 году он был посвящен семидесятилетию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в 2015 году - 70-летию Великой Победы и так далее.
- Есть ли какие-то общие критерии для работ?
- Нет, тематика самих студенческих работ не ограничена, важно, что учащиеся встречаются на одной площадке, обсуждают свои научные исследования, таким образом укрепляя связи наших народов. С этой же целью во Владимире организовали зимнюю школу, туда приехали талантливые студенты-историки из МГУ и БГУ. Поддерживала это начинание Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы». Такие мероприятия позволяют нашим молодым ученым сближаться и находить точки взаимодействия. Но, самое главное, формируется настоящее студенческое братство, для которого не важны границы и политические условности.
- За последние четыре года что было особенно важным в совместной работе?
- Новаторская программа в 2016 году, в Минске. Ее назвали «Дни исторического факультета МГУ на историческом факультете БГУ». Это было в мае, московская делегация приезжала к ректору БГУ профессору Сергею Абламейко, потом были открытые публичные чтения декана истфака МГУ Ивана Тучкова и других специалистов. «Круглый стол» посвятили 175-летию со дня рождения Ключевского. Именно такая форма сотрудничества стала примером межуниверситетской работы для многих. А еще у нас в мае, в том же 2016-м, была российско-белорусско-армянская программа под названием: «Молодежь евразийского пространства - общая память о Победе».
- Видно, что вы уделяете особое внимание именно диаспорам. Чем это вызвано?
- Сотрудничество с национально-культурными автономиями - это ноу-хау исторического факультета МГУ. У нас есть стипендии и премии для студентов, возможности для прохождения практик и стажировок.
- Каждый раз, когда речь идет о Беларуси и совместных проектах в этом направлении, чаще всего говорят о Великой Отечественной войне.
- Эта тема действительно является особенной, как в вопросах российско-белорусского сотрудничества вообще, так и для наших университетов. Ведь в 1943 году Белорусский государственный университет смог возобновить свою учебную и научную деятельность в эвакуации на подмосковной станции Сходня, и помогали в этом ему сотрудники и администрация Московского университета.
Мы сохраняем память об этом этапе нашей общей истории, именно поэтому в рамках российско-белорусских межуниверситетских Дней дружбы делегация МГУ и БГУ посетила место, где находилось здание БГУ в эвакуации. Сейчас там размещается Российская международная академия туризма.
- Кроме посвященных Великой Отечественной, есть ли интересные проекты у учащихся? Связанные, допустим, со Смутным временем, Северной войной, Наполеоновскими походами?
- Конечно. Другие периоды совместной истории тоже становятся предметами научных исследований на исторических факультетах БГУ и МГУ. Наше общее - не только войны.
КОММЕНТАРИЙ
Николай СМИРНОВ, заместитель декана Механико-математического факультета МГУ по работе с внешними организациями:
Фото: letopis.msu.ru
- Это прекрасно, что истфаки уже начали сотрудничество. У нас тоже много примеров, когда Механико-Математический факультет сотрудничает с разными вузами Беларуси, нашими соседями - и на личном уровне, и на уровне межуниверситетском. В конце концов, нас объединяет большая общая история единого государства в прошлом веке. Появляется возможность на новом уровне опробовать, насколько крепки старые связи. В разработке есть сразу несколько проектов, некоторые из них связаны не с большими программами, а с частными исследованиями. Есть и договоры с некоторыми белорусскими вузами.
А В ЭТО ВРЕМЯ
ЛЕТИ, КРОШКА, ЛЕТИ
Так выглядел космический аппарат до того, как его упаковали в крепкий скафандр. Фото: БГУ
Белгосуниверситет впервые запустил на орбиту спутник.
Примером для белорусских разработчиков стал все тот же Московский университет имени Ломоносова, который отправил в космос уже три аппарата. Правда, у российских коллег разработки-«тяжеловесы» относятся к классу микроспутников. Аппарат из Минска попадает в категорию «нано». Вес «крошки» - чуть больше полутора килограммов. Космического путешественника BSUSat-1 запустили в Китае с космодрома Цзюцюань накануне Дня рождения университета. Первый блин не вышел комом - полет проходит успешно, над родной страной аппарат пролетает шесть раз в сутки.
Размеры небольшие, но «начинка», программы и алгоритмы управления не уступают передовым образцам. Под оболочкой прячутся системы энергоснабжения, управления, ориентации и стабилизации, телекоммуникации. На университетском аппарате установлены цифровая камера, радиационный спектрометр, инфракрасный детектор и другие полезные штучки.
Орбитальная «птица» способна передавать ценнейшую информацию о состоянии Земли и ее атмосферы. Наноспутник - это и летающая учебно-научная лаборатория. Вместе с наземным комплексом управления, приема и обработки данных студенты смогут осваивать космические технологии и проводить научные исследования.
Работали над BSUSat-1 десять лет. В команде создателей учебно-образовательного космического аппарата - студенты-физики и заслуженные профессора университета.