Клуб экспертов «СВ»: культура, образование - взгляд в будущее
В культурно-деловом центре Посольства Беларуси в России прошло первое в этом году заседание Российско-белорусского клуба экспертов при газете «Союзное вече». В этот раз главной темой для дискуссии стало - «Путь к единому гуманитарному пространству: барьеры и возможности»
Модераторами «круглого стола» выступили первый заместитель главного редактора газеты «Союзное Вече» Николай Ефимович и руководитель аналитического портала «Евразия. Эксперт», старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук, координатор клуба Вячеслав Сутырин.
- Где скрыт потенциал для увеличения наших культурных и образовательных связей? Насколько серьезны барьеры на пути к единому гуманитарному пространству, как их преодолеть, чтобы идти вперед? Цель нашей сегодняшней дискуссии - попытаться найти ответы на эти и многие другие вопросы, волнующие нас, - сказал Николай Ефимович. - Нужно учитывать, что нынешняя молодежь не обладает таким багажом, который есть у многих из нас - представителей старшего поколения, живших еще в советское время. По сути, выросло уже новое поколение, которому нужно передать наш опыт. А без молодежи будущего ни у нас, ни у наших отношений просто нет. А культура и образование играют в воспитании нового поколения первостепенную роль.
- В информационную сферу попадает лишь небольшая часть из огромного объема наших связей, - считает советник-посланник Посольства Беларуси в РФ Павел Легкий. - Мы наблюдаем все больше негатива. Да, острые вопросы надо обсуждать, но тем не менее печально наблюдать, что огромный пласт позитива остается вне поля зрения СМИ. Клуб экспертов «СВ» сделал очень важный шаг, приняв решение обсудить сегодня ту часть, которая в большей степени относится к позитиву нашего взаимодействия. Культура не менее важна, чем экономика.
Павел Легкий
С ним согласен научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главред портала «ИМХОклуб.bу» Алексей Дзермант:
- Если у нас не будет общего концепта, мы будем расходиться все дальше в вопросах культуры, ценностей, образования, истории и в том, кто мы есть и куда идем. Нужно больше общаться. Увы, но из десяти российских экспертов только один имеет адекватное представление, о том что происходит в Беларуси. Сейчас белорусы знают намного лучше российскую культуру и политику, чем россияне знают о нас. И это проблема. Мы просто теряем адекватный образ друг друга.
ВМЕСТО ЧЕСА - ГАСТРОЛИ
- Мы с коллективом недавно вернулись из Челябинска, - рассказал худрук Национального академического драматического театра имени М. Горького (Минск) Сергей Ковальчик. - Мы отметили интересное восприятие нас уральцами. В Беларуси наши представления идут живо, а тут публика осторожничала. Я спрашиваю у местных: «А чего у вас такой зритель тихий?» Они говорят: «Так мы ожидали, что бабы с кокошниками приедут, а тут - Екатерина Вторая, шляхта, король Польши». То есть приехали не «Песняры», не ансамбли в вышиванках, а некая другая культура, которая россиянину оказалась очень интересна. Это был слом стереотипа.
Сергей Ковальчик
Мы поехали благодаря российским госструктурам, которые поддерживают русские театры за рубежом. Мы не рассчитываем на средства своего Минкульта, потому что у нас таких программ нет. Пока наше межкультурное взаимодействие видится как игра в одни ворота. То есть когда россияне нас приглашают - мы приезжаем. А с нашей стороны таких запросов мало.
- В Беларуси 28 государственных театров. 24 из них работают на русском языке, поэтому поддержка от России необходима. Например, есть программа Россотрудничества для помощи русским театрам, - отмечает профессор кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ Татьяна Орлова. - Наши государственные театры выезжают в Россию часто, и если у нас какой-то спектакль у себя дома раскритиковали, то он из РФ возвращается с гран-при. А что касается приезжающих к нам в Беларусь, то у нас, как в эстраде, идет бесконечный «чес». Мы переполнены антрепризами, которые выстроены вокруг одной звезды. А большие и государственные театры России к нам приезжают редко.
Татьяна Орлова
- Мы проводим ежегодно кинофестиваль и театральный фестиваль, и всегда в программе присутствуют российские проекты. Потому что наш народ любит российские театры и кино, - говорит заместитель директора Международного кинофестиваля «Лiстапад» Раиса Розум. - Но только в основном белорусская сторона участвует в финансировании. Очень хотят русские театры приехать к нам и кинематографисты, но порой доходит до детективных историй, как мы просим помочь российскую сторону, потому что не можем покрыть сто процентов всех расходов. Между нами уже есть гуманитарное пространство, но как его развивать дальше? Вот в чем вопрос.
Елена Овчаренко
ЕСТЬ ИДЕЯ
Крепость - своими руками
Иван Печинский, директор благотворительного фонда «Любчанский замок»:
- У нас очень хорошая молодежь, в этом я убедился на практике. В поселке Любча Гродненской области, где я учился, я захотел восстановить старинный замок XVI века. Стоило мне начать - пришла молодежь. Уже 14 лет каждый год по два месяца я вместе с молодыми работаю над восстановлением этого памятника архитектуры. Но чтобы они трудились, с ними тоже надо работать, им надо рассказывать о нашей истории.
Сколько ребят приехало в замок за это время? 2300 человек! У нас даже образовалось восемь семей среди волонтеров.
Семь лет никто не финансировал нашу затею, и я тратил свои деньги на еду, цемент, песок. Затем благодаря министру культуру удалось привлечь спонсорскую помощь.
Хочется, чтобы к нам приезжали и российские ребята и работали вместе с белорусами. Чем не союзный проект? Давайте своими руками восстановим памятник, и на карте достопримечательностей Беларуси появится новый замок. Будем там потом вместе отдыхать, проводить мероприятия.
БАРЬЕРЫ
Проблемы копятся, если не решать
Евгений Кодин, ректор Смоленского госуниверситета:
- Согласно подписанным документам гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права в Союзном государстве на социальное обеспечение, медпомощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. То есть задекларировано полное равенство в социальном блоке. В целом концепция работает, но постоянно выявляются новые проблемы, которые мы не торопимся исправлять.
Например, барьер в образовательной сфере - ЕГЭ не признается в Беларуси, а централизованное тестирование (ЦТ) - в России. Почему ребята должны сдавать экзамен второй раз?
Есть олимпиада знаний для школьников Союзного государства. А почему бы ее победителей не принимать в вузы без экзаменов? Белорусы согласились и внесли изменения в правила приема, российская сторона проигнорировала просьбу.
Белорус, обучающийся в РФ, если заболел, должен приобретать медицинский полис. Бесплатно только скорая помощь.
Стипендия для белорусских студентов - это хорошо, но российские студенты с 1 января могут претендовать и на социальную стипендию в сложных жизненных обстоятельствах, а белорусы - нет. С них потребуют справку о постоянной регистрации в РФ.
Новая тенденция - студентам из Синеокой российские предприниматели стали отказывать в приеме на временное трудоустройство. Ребята хотят поработать на выходных, а их заворачивают. Процесс пошел с сентября прошлого года, когда ужесточили миграционное и налоговое законодательство. Чтобы не связываться с налоговиками и не подставляться лишний раз, лучше отказать белорусам. Просто налоговики выставляют другой счет, когда ты работаешь, как нерезидент.
Разве это сближение в рамках Союза? Снятие подобных барьеров не требует больших затрат. Нужна политическая воля.
Эксперты убеждены, что наличие общих стандартов обучения и специальные программы для молодежи помогут ускорить процесс интеграции двух стран.
ПОЙДЕМ К МИНИСТРУ
- Евросоюз имеет целую систему грантов для переманивания нашей одаренной молодежи. Почему в Союзном государстве нет собственной программы поддержки студентов? - задается вопросом профессор, министр иностранных дел Беларуси (в 1997 - 1998 годах) Иван Антонович. - Если бы ребята ехали в существенно большем количестве на учебу в соседнюю страну, то связи были бы гораздо прочнее. Но для этого должны быть созданы какие-то дополнительные условия. Если не хватает союзного бюджета, надо искать фонды, может быть, самим их организовывать.
Начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргарита Левченко согласилась с тем, что молодежных проектов должно быть больше:
- В рамках Союзного государства реализуется несколько ежегодных инициатив - Спартакиада учащихся и студентов СГ, туристические слеты, фестивали в Анапе и Ростове-на-Дону, гастроли молодежного белорусско-российского оркестра, мастер-классы для учащихся художественных заведений, конкурс научно-технического творчества «Таланты XXI века» и др. Нельзя сказать, что мы отрешились от работы с молодежью, но она должна расширяться.
В декабре 2014 года двумя министерствами образования подписано соглашение о молодежной политике и в рамках этого документа ведомства реализуют свои проекты. Но, к сожалению, вынуждена констатировать, что сейчас отсутствуют программы Союзного государства, госзаказчиками которых выступали бы два наших министерства. У меня скоро планируется встреча с вновь назначенным министром образования Беларуси. Мы будем обсуждать эту проблему.
РУССКИЙ ЯЗЫК - МОЩНЫЙ ИНТЕГРАТОР
- Да, молодежь не имеет опыта проживания в едином государстве, но я бы не был столь пессимистичен. На нашем пространстве сохраняется мощный интегратор - русский язык, - говорит доцент кафедры политологии Белгосуниверситета Всеволод Шимов. - Даже несмотря на то, что молодые люди выросли в новых реалиях, они остаются связанными с культурным пространством России. Это важная предпосылка для успешности наших интеграционных инициатив. Это то, чего не хватает Европейскому союзу, который является «лоскутным одеялом». Это пространство исторически раздробленное, в том числе в языковом плане. Если вы приедете в Евросоюз, например, во Францию, то очень сложно вам будет найти людей, которые хорошо объясняются на английском, который претендует на звание международного языка Европы. То есть той ментально-языковой связи, которая есть между Россией и Беларусью, в ЕС и близко нет.
- С 1990-х у нас принято считать, что гораздо лучше учиться в Европе, и даже обучение в Варшаве вдруг стало западным, престижным, - говорит ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (РФ), сопредседатель Российско-белорусского экспертного клуба Денис Фомин-Нилов. - Однако нельзя сказать, что профессура варшавская на голову выше профессуры минской или московской. Но стереотипы в массовом сознании остаются. У нас в России нет ограничений на прием белорусских граждан в университеты. Главное, чтобы они набрали нужное количество баллов. Тогда будет обучение за счет федерального правительства и стипендия (хоть и небольшая). Сейчас, кстати, появляются и повышенные стипендии для одаренных студентов.
НЕ ПРАЗДНЫЙ ВОПРОС
Почему не снимаем большое кино?
Александр Суцковер, заслуженный артист Беларуси, телеведущий:
- Когда был Советский Союз, все было понятно и просто, потому что национальные студии снимали фильмы, их крутили на всех экранах СССР, потом еще центральное телевидение показывало. И это все было наше общее. Сейчас мы отделились и все по-другому.
Что касается съемки российских сериалов в Беларуси - да, эта сфера развивается активно, но это скорее некий конвейер. Из Москвы приезжает небольшая группа, а наши специалисты обеспечивают ее всем необходимым для съемок. Но платят нам меньше, чем московским актерам. Несправедливо, я считаю, - мы играем не хуже.
Хорошего большого совместного кино нет. Может ли к этому подключиться Союзное государство? Может. Например, фильм «Брестская крепость» - отличный союзный проект. Почему нам дальше не делать такие масштабные картины? Не сериалы, а именно большое кино. Вот в республике этот год - год первопечатника Франциска Скорины. Отмечаем 500 лет белорусскому и восточноевропейскому книгопечатанию. Разве это не повод сделать об этом уникальном человеке хороший фильм?
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
Поможем юным предпринимателям
Сергей Рекеда, директор Информа-ционно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М. В. Ломоносова:
- Я выступаю за создание российско-белорусского лагеря для молодежи. Либо летнего, либо зимнего. В России эта практика уже обкатана. Есть множество лагерей от Крыма до Итурупа. Можно такой совместный лагерь сделать на природе белорусской, красивейшей, которая привлекает россиян, и там проводить лекции, мастер-классы. Для начала можно собрать молодежь от 18 до 28 лет, и пилотной темой могло бы стать «Гражданское общество Союзного государства». Причем поддержка идеи есть уже и с белорусской стороны, и с российской.
В молодежные проекты хорошо было бы внести бизнес-измерение. Что для молодежи сейчас важно? Самореализация, возможность зарабатывания денег. В России, например, проводится съезд успешных предпринимателей, там собираются тысячи молодых бизнесменов, которые не только обмениваются идеями, но и находят себе партнеров и клиентов. Так складываются новые бизнес-модели.
А мы могли бы сделать в таком же формате проект, ориентированный на молодых предпринимателей Беларуси и России. Может быть, не только на тех, которые уже запустил свое дело, но и тех, кто пока еще ищет для своей идеи консультативную поддержку и льготное финансирование.
И это бы было хорошо не только молодым людям, но и стало бы большим плюсом самому Союзному государству, потому что в глазах молодежи оно бы стало конкретным социальным лифтом, который помогает им развиваться и реализовывать свои мечты.
Антон Денисов
МНЕНИЕ СОЦИОЛОГОВ
Сохраняем тягу друг к другу
Игорь Задорин, исполнительный директор Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор»:
- Мы периодически проводим исследования в странах СНГ и видим, как меняются настроения в обществе. Один из наших вопросов: какие страны вы считаете наиболее дружественными? По ответам респондентов, Россия и Беларусь друг друга воспринимают как самые дружественные страны, как самые верные союзники, и здесь нет никаких особых изменений.
Но дальше есть более специфические вопросы. Мы спрашиваем: какими странами вы интересуетесь? Здесь уже выясняется, что россияне показывают пониженный интерес к странам постсоветского пространства. Белорусы же к России испытывают большую тягу.
Продолжаем опрос: какую страну вы хотите посетить с туристической целью? Надо сказать, что ни Россия, ни Беларусь не находятся в топ-3 привлекательных мест друг для друга. И россияне, и белорусы с большей охотой собрались бы поехать в какие-то европейские страны или дальше, в ту же самую Турцию.
Другой вопрос: а из каких стран вы хотели бы, чтобы туристы приезжали к вам? Тут есть данные только по Беларуси. Любопытно, что за четыре года почти в два раза вырос интерес к российским туристам.
Интересная динамика в том, как меняется общественное мнение о представлении развития науки и техники в наших странах. В России за четыре года заметно выросла доля населения, которая начинает воспринимать Беларусь как развитую научно-техническую страну.
В глазах Беларуси Россия всегда являлась одним из лидеров научно-технического прогресса.
Порадоваться можно за сферу культуры. Вопрос: как вы думаете, из какой страны нужно больше приглашать писателей, художников, артистов? Здесь опять же позитивная динамика в Беларуси по отношению к российским субъектам культурного производства. В России Беларусь буквально за последний год показала заметный рост как привлекательный производитель культурных ценностей. И в этой сфере, безусловно, наши страны могут стать прекрасными партнерами.
От редакции. Насколько опросы отражают позицию людей? Может быть, когда наши граждане, к примеру, едут друг к другу в гости, на отдых, мечтают просто о других странах? Потому что по всем рейтингам за последние годы россияне толпами отправляются в Беларусь, а белорусы прибывают в Россию. Особенно на каникулы, в отпуск, в санатории. Так что соцопросы - скорее информация к размышлению.
Ирина Лашук, заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Беларуси:
- Мы в республике спрашивали: знаете ли вы, что представляет собой СНГ? Чем старше респонденты, тем они были более информированы, молодые меньше знают об этом.
Есть ли друзья и родственники в странах СНГ? Белорусы отвечали, что больше родных и товарищей проживает в России, на втором месте Украина.
Проверяли и уровень осведомленности о странах. В большей степени белорусы информированы о России и об Украине. Кино больше интересует российское, а кухня - украинская.
Оценки возможностей сотрудничества в науке и образовании с Россией традиционно высоки. При этом респонденты высказывали вполне конкретные пожелания. Это создание совместных фильмов, радио- и телепередач, проведение музыкальных и кинофестивалей, распространение печатных изданий страны-соседа, разработка совместных научных проектов, обмен студенческими группами, создание общих туристических маршрутов.