Духи императрицы, тушь-поплюйка и цемент для волос
«СВ» заканчивает рассказывать о том, что было сделано в СССР и что мы до сих пор любим и вспоминаем с теплотой
Каждый год на прилавках парфюмерных магазинов оказываются тысячи флаконов с новыми запахами. Какие-то из них забудут уже через пару месяцев, какие-то перестанут покупать спустя несколько лет. Но лишь единицам из них суждено стать настоящей классикой, которая будет пользоваться спросом и через полвека после создания.
«Красная Москва»: по царскому рецепту
ИСТОРИЯ
По легенде, «Красная Москва» поначалу называлась совсем иначе - «Любимый букет императрицы». Во второй половине XIX века француз Генрих Брокар основал в Москве парфюмерную фабрику. В 1913 году он создал удивительный подарок для императрицы Марии Федоровны. Это был букет восковых цветов, каждый из которых имел свой собственный натуральный запах. Все вместе они сливались в неповторимый аромат.
В благодарность Брокар получил титул поставщика императорского дворца, а вскоре духи, одобренные Марией Федоровной, почитала своим долгом приобрести любая знатная дама.
В эту красивую историю многие специалисты не верят. Мол, не было во времена Брокара технологий, чтобы создать такой сложный аромат. Вроде бы существуют и документы, которые подтверждают, что работы над духами шли в 1924 - 1925 годах. Возможно, парфюмеры вдохновлялись работой легендарного француза, но сейчас уже не известно, какие именно ингредиенты он использовал.
После революции же фабрика была национализирована и стала называться «Новая заря». Монаршее название духов тоже сменили - в 1925 году увидел свет флакон духов «Красная Москва».
Довольно сложный аромат. Верхние ноты здесь - бергамот и нероли, грейпфрут и кориандр. Затем их резкость сменяют тона жасмина, розы, иланг-иланга с примесью мускатного ореха. Наконец, шлейф - сочетание ирисов, ванили и амбры. Вот такой рецепт популярности у советских женщин.
К 50-м годам на фабрике решили расширить линейку товаров под уже ставшим культовым брендом. Так появились не только парфюмерная вода и одеколон с фирменной крышкой в виде красного купола, но и мыло с пудрой.
Ходила легенда, что знаменитые «Шанель №5» - копия «Красной Москвы», созданная эмигрантом из РоссииЭрнестом Бо. Специалисты утверждают, что это не так. Но ароматы и правда во многом похожи. Фото: Василий Малышев/ РИА Новости
СЕЙЧАС
В 80-е новое поколение советских модниц откровенно устало от запаха «Красной Москвы», который воспринимался как что-то из бабушкиного сундука. Но сегодня аромат вернулся на прилавки и в закрома красавиц. Пусть такого повального увлечения им уже нет, он до сих пор остается главным российским парфюмом.
Спасти фабрику после распада СССР помогли французские инвесторы, так что сейчас она официально называется Nouvelle Etoile - «Новая звезда». Кроме «Красной Москвы», которой сохранили и название, и дизайн флакона, здесь производят не один десяток известных ароматов. Как оставшихся с советских времен, так и новых, разработанных при непосредственном участии французских парфюмеров.
Одеколон «Шипр»: запах настоящих мужчин
Если каждая уважающая себя женщина благоухала «Красной Москвой», следившие за собой мужчины пахли «Шипром». Он был настолько популярен, что в 1950-е в Москве и еще нескольких крупных городах страны на улицах поставили специальные освежающие автоматы: бросаешь в него десять копеек, зажмуриваешься и получаешь в лицо ароматную струю.
ИСТОРИЯ
В моду «Шипр» вошел в 50-е годы, доходило до того, что продавцы предлагали его и девушкам. Хотя в парикмахерских этот одеколон использовали еще до войны - им освежались большинство клиентов мужских залов. В те времена «Шипр» был чуть ли не единственным «ароматизатором» для сильного пола.
Если нужен был подарок на день рождения или 23 февраля, «Шипр» был беспроигрышным вариантом. Фото: Игорь Сабадаш/ ТАСС
На самом деле «Шипр» - не конкретная марка духов, а целое семейство ароматов. Основа для них была создана в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. А свое название он получил по одному из основных элементов - мху, который покрывает дубовые стволы на острове Кипр.
Шипры могут быть и мужскими, и женскими, причем производили их даже самые что ни на есть модные фирмы вроде Chanel и Dior. В рецептуру советского «Шипра» внесли некоторые изменения, чтобы сделать продукт более дешевым в производстве. В магазинах зеленый флакончик стоил один рубль 35 копеек.
Вот только одеколон был привлекателен не только тем, кто стремился приятно пахнуть. «Шипр» относился к категории «Экстра», что означало, что содержание этилового спирта в нем не меньше 70 процентов. В отличие от Алена Делона в известной песне, в Советском Союзе одеколон еще как пили.
СЕЙЧАС
Культовый одеколон производят и сегодня, правда, в гораздо меньших объемах. Спрос на «Шипр» начал падать еще в 70-е. А уж в наши дни, когда на прилавках любого магазина косметики тесными рядами стоят ароматы на любой вкус и кошелек, конкурировать непритязательному флакончику все сложнее. Теперь аромат проходит по разряду классики. Его покупают в подарок для тех, у кого с его запахом связаны лучшие воспоминания молодости.
Лак «Прелесть»: вместо сахара и пива
Чем выше начес, тем лучше. Вертикально поднятые локоны были в тренде в 70 - 80-е годы. Красотки не жалели сил, чтобы поднять свои волосы на невообразимую высоту. Приходилось крутиться, ведь средств для укладки практически не было.
ИСТОРИЯ
Долгое время советские дамы для создания причесок обходились бигуди и подручными средствами. В ход шло, например, пиво - опрыскивали локоны, чтобы держали форму.
- Был еще один рецепт. Разводили сахар с водой и накручивали, - вспоминает Елена Махмудова, работавшая в парикмахерской Благовещенска.
Были у таких методов минусы: слипшиеся волосы, стойкий запах хмеля и повышенное внимание... нет, не мужчин, а пчел и ос, которых тянуло на сладенькое.
На стартовую площадку первая в мире женщина - космонавт Валентина Терешкова отправлялась только с идеальной укладкой. Фото: РИА Новости
В 1971 году химическая промышленность страны все-таки сжалилась над модницами. На прилавках появился лак «Прелесть» производства Невинномысского завода. Почти тут же флаконы с фиксатором стали предметом острого дефицита, достать который можно было только по блату. Но старания стоили результата: «зацементированная» завивка держалась до трех дней.
Вещества, которые позволяют добиться такого эффекта, не могли быть полезными для волос и кожи головы. По сути, лак тех времен - это раствор различных смол в этиловом спирте. Отсюда и побочные эффекты - при постоянном применении «Прелесть» сушила и делала ломкими волосы, начиналась аллергия.
СЕЙЧАС
В наши дни ту самую «Прелесть» продолжают выпускать тот же завод бытовой химии, переименованный в «Арнест». Рецепт 40-летней давности, правда, изменили - теперь лак держит не так хорошо, зато никакой опасности не представляет.
Более того, под маркой «Прелесть» выпускают целую линейку продуктов для волос - шампуни, бальзамы, краски.
Тональный крем «Балет»: грим на каждый день
Вот с чем у гражданок и не было проблем, так это с тональным кремом. В условиях тотального дефицита тюбик с балериной всегда можно было найти на прилавках.
ИСТОРИЯ
«Свобода», которая производила известный каждой советской женщине крем, была основана в 1843 году. Первая парфюмерная фабрика в стране. Название, конечно, в те времена было другое - товарищество «А. Ралле и Ко». В 1917-м предприятие, как и сотни других, национализировали.
«Тонаком» с балериной пользовались и обычные работницы, и советские звезды. Вот и актриса Наталья Защипилина прихорашивается перед съемками фильма «Слон и веревочка». Фото: Юрий Абрамочкин/ РИА Новости
В послевоенные годы «Свобода» стала одним из крупнейших предприятий не только в нашей стране, но и в Европе. Ежедневно с конвейера сходило до полумиллиона флаконов кремов, вазелина, душистого глицерина, жидкого мыла, зубной пасты и других косметических средств.
«Балет» начали выпускать в 50-е. Тогда весь мир сходил с ума от прим Большого театра, отсюда и название. Да и сам крем, отличавшийся плотной текстурой, очень уж походил на грим - на кожу он, как ни старайся, ложился толстым слоем.
СЕЙЧАС
Производители решили не менять упаковку «Балета», надеясь, что покупательницы узнают знакомый тюбик. Внутри уже совсем не тот крем, что раньше, технологии не стоят на месте. Вариантов несколько - есть и тяжелая, и легкая текстура, разные оттенки. Фабрика «Свобода» выпускает еще и суперустойчивую разновидность тоналки «Балет 2000», чтобы не волноваться за макияж целый день.
Сегодня под брендом «Балет» производят также кремы для рук и ног, дневные и ночные для лица, средства для волос.
Тушь «Ленинградская»: не смочишь - не подмажешь
Глаза - зеркало души, значит, и выглядеть они должны соответствующе. В советские времена модно было красить ресницы густо, чтобы «хлопали» друг о друга. На помощь приходили коробочки с тушью «Ленинградской».
ИСТОРИЯ
Обращаться с «Ленинградской», которую начали выпускать в 1947 году, нужно было осторожно. Не дай Бог попадет в глаза, тогда мало не покажется. В составе туши было мыло, поэтому щипало до слез.
Выпускали тушь брусками, к ней прилагалась пластиковая мини-расчесочка. Перед применением в упаковку нужно было плюнуть - без жидкости пользоваться ей было невозможно. Отсюда и народное название - тушь-поплюйка. Накрашенные ресницы слипались, поэтому их приходилось разделять иголкой.
Знаменитый режиссер Галина Волчек добивалась с помощью обычной туши впечатляющего результата - глаза "сияли" на весь зал. Фото: Анатолий Гаранин/ РИА Новости
Были у советских красавиц и другие ухищрения. Перед нанесением туши ресницы можно было подкрутить горячим ножом или ложкой, придав им таким небезопасным способом форму. Ну, а напоследок, той же тушью чернили брови.
Дамы боялись слез и непогоды, как огня - если на накрашенные ресницы и брови попадала вода, то пиши пропало.
СЕЙЧАС
Хоть и города с таким названием на карте современной России уже нет, «Ленинградскую» выпускают до сих пор. Не стали менять ни форму бруском, ни стиль упаковки - привлекают клиентов ретро-оформлением.
- Стояла в очереди в магазине и у кассирши увидела нереальные ресницы. Спросила, как она этого добилась, оказалось, что весь секрет в «Ленинградской», - рассказывает Мария Воробьева из Ростова. - Себе такую же купила.
Конечно, таких масштабов, как в советские времена, у производства нет. Но для тех, кто помнит заветную черную коробочку еще со времен молодости, такая находка наверняка окажется настоящим подарком. Централизованно поставляют «Ленинградскую» в пару десятков крупнейших городов России, можно заказать косметику и по почте.
- Спрос небольшой, но стабильный, - говорят на заводе-производителе «Грин СПб».