САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Дмитрий Козуров

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»

«СВ» продолжает рассказывать о том, что было сделано в СССР и чем мы до сих пор гордимся

Эта роскошная машина - детище «АвтоВАЗа». Lada Xray 2012 года. Фото: Сергей Шахиджанян/ kpmedia.ru

«Жигули»: машина с итальянским акцентом


«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения» - этот лозунг, придуманный Ильфом и Петровым, советские граждане повторяли с иронией. Для многих покупка своего авто была заветной мечтой и частью стереотипа о благополучии: квартира, машина, дача. Чтобы купить, нужно было записаться в очередь на своем предприятии и запастись терпением. Ждать приходилось и десять, и двенадцать лет.

Как ни крути, а именно АвтоВАЗ  - главный производитель российских автомобилей. Одних только «ВАЗ-2101» здесь собрали под пять миллионов штук.

ИСТОРИЯ


Первые машины в Тольятти сделали в 1970 году. Внешне «ВАЗ-2101» отличается от «Фиата-124», который стал основой модели, совсем немного. Но не стоит думать, что в СССР вслепую скопировали итальянский автомобиль. Перед тем как запустить в производство, «Фиат» нещадно гоняли по всему Союзу: в Сибири, на Крайнем Севере, в Средней Азии. В результате конструкторам стало понятно, что машину нужно серьезно адаптировать к условиям своей страны.

Переделали двигатель, коробку передач, заднюю подвеску - все для того, чтобы сделать автомобиль более надежным и неприхотливым. Добавили еще и буксирные проушины под передним и задним бампером, чтобы из любой грязи точно можно было выбраться.

Кстати, «копейкой» «ВАЗ-2101» стал не сразу. Поначалу к машине приклеилось другое прозвище - «единичка». Но в середине 80-х, когда она перестала считаться престижной, в обиход вошло привычное нам название.

Оценили автомобиль не только в Советском Союзе, модель стала успешной и на Западе. Секрет успеха тут прост: покупатели получали знакомый «Фиат» по ощутимо более низкой цене. В странах соцблока тут же образовался дефицит: в ГДР, чтобы купить «Жигули», нужно было отстоять в очереди до десяти лет.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
К 1975 году с главного конвейера ВАЗа сходило по несколько сотен машин в день. Фото: РИА Новости

Именно на ВАЗе обкатывались новшества советского автопрома. В 1972 на «ВАЗ-2103» впервые поставили вакуумный усилитель тормозов, электрические часы и тахометр. Новой страницей в истории предприятия стала «пятерка» - родоначальница второго поколения вазовской «классики». Эти «Жигули» выпускали 31 год, сняв с производства только в 2010-м.

Полностью уйти от итальянского наследства удалось только в 1984 году, когда завод приступил к выпуску автомобилей серии «Лада-Самара».

СЕЙЧАС


Мы привыкли к тому, что АвтоВАЗ - автогигант. Но цифры говорят об обратном. В прошлом году предприятие продало примерно триста тысяч автомобилей. А румынская Dacia, про которую вы, возможно, даже и не слышали, - 550 тысяч. По итогам финансового года в Тольятти зафиксировали рекордные убытки в 74 миллиарда рублей, а конвейер пришлось пару раз остановить из-за проблем с поставками комплектующих.


Завод принадлежит корпорации «Ростех» и альянсу «Рено-Ниссан». Кроме собственных авто здесь собирают и некоторые иномарки концерна. В нулевых на рынке появились собственные разработки АвтоВАЗа: «Калина», «Гранта», «Приора». За счет удачного сочетания цены и качества они оказались довольно популярными у покупателей.

Последнее достижение - Lada Vesta, производство которой началось в ноябре прошлого года. На разработку модели потратили семь миллиардов рублей. Семейство будет состоять из седана, хэтчбека и внедорожника-универсала.

«КамАЗ»: танки грязи не боятся

Грузовики «КамАЗ» могли бы стать настоящим символом страны. Сильные, мощные, выносливые - настоящие короли дорог. А ведь на их месте могли быть «Мерседесы»! Советское руководство всерьез хотело купить технологию производства у немецкого концерна. Там даже разработали специальную модель для нашей страны. Но отечественные конструкторы убедили чиновников, что сделают не хуже.

ИСТОРИЯ


В 60-е годы экономика СССР была на подъеме, по всей стране строили жилье, да настолько активно, что не хватало грузовиков, которые обслуживали стройки. Существовавшие тогда производства удовлетворить эту потребность не могли, а значит, нужно было новое.

Как и в Тольятти, завод в Набережных Челнах строили с нуля под конкретный проект. Производство решили оборудовать по последнему слову техники, большинство станков выписали из США, Канады и Японии. Вместе с цехами отстроили и собственное конструкторское бюро, где, не дожидаясь окончания строительства, взялись разрабатывать двигатели.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
На всесоюзную стройку в Набережных Челнах съехалось почти сто тысяч человек со всех концов страны. Фото: Владимир Первенцев/ РИА Новости

Стройка началась в 1969-м, первую машину в Набережных Челнах собрали в 1976 году. Тот самый «КамАЗ-5320» несколько десятилетий работал в Башкирии, а позже завод его выкупил для своего музея.

Через три года предприятие выпустило сто тысяч грузовиков и стало мировым лидером в своем сегменте.

Кстати, делали здесь не только грузовики. В 1987-м запустили линии по сборке малолитражек «Ока», которые в 1994 году перестроят в отдельный завод.

СЕЙЧАС


Как и многие другие предприятия, после распада СССР КамАЗ столкнулся с трудностями. Но беда не приходит одна, и 14 апреля 1993 года на заводе по производству двигателей случился сильный пожар, который полностью уничтожил цеха.

Если бы не помощь властей, быть предприятию банкротом. Но на выделенные федеральным правительством деньги в Набережных Челнах закупили новое оборудование и уже через год восстановили производство, да еще с лучшим качеством.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
Две недели назад сразу пять «КамАЗов» вновь отправились покорять бездорожье. Ралли «Шелковый путь» стартовало прямо на Красной площади. Фото: Владимир Первенцев/ РИА Новости

Лучшей рекламой грузовиков стало ралли-марафон «Дакар». Российские экипажи выигрывали его тринадцать раз за последние двадцать лет.

Нынешний КамАЗ - производственное объединение, которое включает в себя сразу девять крупных структур. Кроме грузовиков тут выпускают сельхозтехнику, машины для дорожного строительства. Есть и опытная модель электробуса. За год с конвейера сходит по тридцать тысяч машин, шестая часть которых идет на экспорт. Но все-таки основное направление - внутренний рынок.

ГАЗ: для министра и директора завода

Для каждого, кто помнит 70-е и 80-е годы, символом успеха и статуса человека являлась директорская «Волга». Купить такую было невозможно. Ее выпускали небольшой серией исключительно как служебную машину советской номенклатуры среднего звена, то есть тех, кто до роскошного лимузина «Чайка» еще не дослужился. И ту, и другую производили на Горьковском автомобильном заводе.

ИСТОРИЯ


К созданию первых машин в Горьком приложили руку американцы: в 1929 году советские власти подписали с США договор о технической помощи в налаживании автопрома. На стройку завода приезжали инженеры и промышленники из-за океана, а за основу первого легкового автомобиля, выпущенного здесь, «ГАЗ-А», был взят Ford-A. Машины очень похожи даже внешне.

В годы Великой Отечественной в Горьком выпускали военный внедорожник «ГАЗ-64», который в армии окрестили «козликом». Пришлось осваивать и выпуск танков, самоходно-артиллерийских установок, минометов и снарядов для «Катюш». И это все в условиях постоянных налетов противника. Только в июне 1943-го немцы бомбили ГАЗ семь раз.

28 июня 1946 года здесь начали серийный выпуск автомобиля «Победа». Разрабатывали его еще в военные годы, и в 44-м Сталину показали образец машины. По некоторым данным, первоначально она носила название «Родина». Осматривая модель, Сталин поинтересовался у конструкторов:

- И почем «Родину» будете продавать?

Те намек поняли и быстро предложили отцу народов другое название, которое больше пришлось тому по душе. Это, кстати, было первое имя собственное, которое дали советскому авто, у прежних был только серийный номер. «Победы» стали фирменными автомобилями многих таксопарков СССР.

Легендарную «Чайку» начали выпускать в 1959 году, на ней ездили руководители советского государства и союзных республик, ее охотно заказывали лидеры стран соцблока. Только вот закончилась ее история конфузом. В 1988 году ЦК КПСС принял решение бороться с привилегиями чиновников. Госслужащих пересадили с «Чайки» на «Волгу», а саму модель не просто сняли с производства, но и уничтожили всю техническую документацию.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
«Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин из «Берегись автомобиля» ушел от погони, «снималась» еще и в «Бриллиантовой руке», и в «Трех тополях на Плющихе». Сейчас машина стоит в мезее «Мосфильма». Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Сама же «Волга» оказалась самым удачным проектом завода: машины этого семейства выпускались с 1956-го по 2010 год. Всего было разработано тринадцать моделей, самая ранняя из которых, «ГАЗ-21», - усовершенствованная версия «Победы». Ту самую директорскую «Волгу», «ГАЗ-3102», выпускали 27 лет и успели собрать порядка 156 тысяч автомобилей.

СЕЙЧАС


Сегодня «Группа ГАЗ» объединяет тринадцать предприятий в восьми регионах России, но штаб-квартира компании остается в Нижнем Новгороде.

Один из главных продуктов группы - грузовики и микроавтобусы «Газель». Всего в России и странах СНГ у завода 270 точек продаж и 240 сервисных центров для «Газелей». Их оценили и за рубежом, поставки налажены в 39 стран мира.

Кроме того, здесь производят автобусы «ПАЗ» и «ЛиАЗ», грузовики «Урал», двигатели «ЯМЗ».

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
Свежая Volga Siber уже не совсем российская: разработана на основе «Крайслера» и «Доджа», двигатель тоже американский, а дизайн придумали англичане. Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости


«Москвич»: авто, которое оценили в Европе

Победить на Олимпиаде - мечта любого спортсмена. Золотая медаль, слава, уважение - это далеко не все, что получают атлеты. В каждой стране олимпийцам дарят призы, не отказывались поощрить своих спортсменов и в Советском Союзе. В 70-е таким бонусом был автомобиль «Москвич-412».

ИСТОРИЯ


В 30-е на заводе штамповали «Форды», в 40-е переключились на нужды фронта. А в мирное время запустили серию легковых автомобилей «Москвич».

Одной из самых удачных моделей стала 408-я. Первые такие машины увидели свет в 1964 году и сразу же привлекли внимание советских граждан стильным и современным дизайном. Это был первый советский автомобиль, при создании которого проводили крэш-тест.

Следующая модификация, 412-я, выдержала тридцать лет производства. Она имела мощный двигатель с невиданными для той поры 75 лошадиными силами.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
В 60-х английский журнал Motor с удивлением отмечал, что русских «Москвичей-408» расходится столько, сколько их ввозят в страну. Фото: С. Блохин/ РИА Новости

Создавался «Москвич» в первую очередь как экспортная модель. Чтобы показать товар лицом, машину отправили участвовать в нескольких международных ралли, и с каждого «Москвич» привозил медали. Так, в 1970-м машина преодолела 26 тысяч километров по маршруту Лондон - Мехико.

На экспорт шла примерно половина всех выпускавшихся машин.

СЕЙЧАС


Распад СССР погубил завод. Злую шутку с производством сыграло его географическое расположение. Стоимость земли, рабочей силы и ресурсов в столице оказались слишком высокими.

Последней попыткой руководства предприятия выбраться из кризиса стал запуск в производство модели «Москвич-Святогор». Примерно половину его себестоимости составляли иностранные комплектующие. Но после дефолта 1999 года производить такую машину стало нецелесообразно: затраты на рубль выпущенной продукции составляли 136 копеек.

Как Сталин отказался продавать «Родину», а «единичка» стала «копейкой»
В 90-е модели «Москвича» серьезно отставали в техническом плане и от других отечественных авто, и тем более от иномарок. Фото: wikimedia.org

Конструкторы разработали «Москвичи» премиум-класса, но средств на их серийный выпуск просто не нашлось. В 2006 году ОАО «Москвич» признано банкротом. Теперь на части территории завода собирают автомобили «Рено». В прошлом году французы заявили о своих планах возродить марку.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Силы ПВО ликвидировали 15 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
  2. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  3. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  4. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  5. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  6. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  7. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  8. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  9. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  10. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  11. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  12. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  13. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  14. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  15. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также