САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Волаты» грязи не боятся

Корреспондент «СВ» побывал на Минском заводе колесных тягачей, где делаются платформы для знаменитых российских «Тополей» и «Буков», уникальная техника для ракетоносителей «Байконура»

Мощь и скромность исполина

Когда из цеха сборки Минского завода колесных тягачей выезжает очередной автомобиль, прохожие превращаются в зевак: от мощных машин глаз не оторвать. Действительно, «Волат»* - торговая марка - идеологию заводской продукции отражает на 100 процентов.

На 13-метровом шасси МЗКТ-7930 базируются многие российские тактические зенитно-ракетные комплексы и системы залпового огня: «Искандер», «Ураган», «Бастион», С-300 и другие. На нем смонтирована и первая белорусская РСЗО «Полонез» - военная новинка и своего рода сенсация в мире вооружения.

«Волаты» грязи не боятся


Не удержался и попросился в кабину. Она смещена вперед, и это создает хороший обзор. Есть кондиционер, термос для питьевой воды, специальные кронштейны для оружия. Но заводчане готовы удовлетворить любое пожелание заказчика по комплектации кабины, чтобы улучшить параметры комфортности тягача. Каждый тягач-богатырь - товар штучный и делается под конкретный заказ.

Конкурентов нет

Попробовал: машина заводится с первого оборота, шума двигателя внутри кабины почти не слышно. Трогается легко и плавно, при этом по преодолению бездорожья конкурентов у машин минского завода нет. Испытатели уверяют, что могут провезти ведро воды, не расплескав ни капли. Это не бравада. На военной выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле для минских «богатырей» устроили «проверку боем» на дороге из ломаных бетонных плит и камней. Минские машины полосу препятствий прошли, не сбавляя хода.

«Волаты» грязи не боятся


Дизельный двигатель в 500 лошадиных сил, уникальная независимая подвеска позволяют везти груз массой до 24 тонн, развивая при этом скорость до 70 км/ч. Одной заправки хватает на одну тысячу километров. Каждое колесо полноприводное и независимое. Шасси позволяет с полной нагрузкой спокойно подниматься в гору под углом в 30 градусов.

Школа Шапошника

Истории предприятия началась с июля 1954 года. На Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро по тяжелым колесным артиллерийским тягачам. Первый главный конструктор Борис Шапошник - личность легендарная. Уроженец белорусского Пинска, после окончания МВТУ имени Н. Э. Баумана он работал на автозаводах в Москве, Ульяновске, Новосибирске. В Минск его перевели в 1949 году.

«Волаты» грязи не боятся


Уже через два года он поставил на поток выпуск самосвала 40-тонника. С него начался знаменитый сегодня на весь мир белорусский автогигант БелАЗ.

Военные просили о создании специальных шасси высокой проходимости для монтажа ракетных пусковых установок. Шапошник включился и в эту работу. Снова рекордные сроки, снова необычные конструкторские решения. На шасси, разработанных Борисом Шапошником, несли боевое дежурство все поколения советских ракет тактического и стратегического назначения.

«Волаты» грязи не боятся

Колесо "Волота" метрового "роста"

Герой Социалистического труда в своей должности работал до 80 лет. А его школа на МЗКТ продолжает жить и развиваться до сего времени. Сегодня в экспериментальном цехе «колдуют» над первым легкобронированным автомобилем. Его испытания назначены на первый квартал будущего года. 

Компьютер рабочему друг

Минские машины - белорусско-российские. Комплектующие МЗКТ закупает почти у 280 российских предприятий и десятков белорусских. В частности, у машин двигатели Ярославского и Тутаевского моторных заводов.

«Волаты» грязи не боятся


Но основное «железо» делают сами. Большинство станков с программным управлением. Установка лазерного раскроя металла автоматически режет многотонные стальные плиты, вырезает все необходимые монтажные отверстия - их на будущей раме автомобиля сотни.

«Волаты» грязи не боятся

Современному сварщику надо только кнопки нажимать

Раньше их вырезали вручную - эта работа была сложной даже для самых квалифицированных мастеров.

Заказы расписаны до 2018 года

Сборочный конвейер МЗКТ уникален: здесь собирают не как обычно, одну модификацию машин, а десяток самых разных одновременно. Однообразие и монотонность рабочим не грозят. На конвейере как военные, так и «гражданские» шасси. Почти вся продукция завода - двойного назначения. Военные шасси - для ракет, а на гражданских монтируются строительные краны, бетономешалки, самосвальные кузова грузоподъемностью до 40 тонн и другое спецоборудование.


На МЗКТ не поточное производство, здесь каждая машина делается под конкретный заказ. Как правило, он выполняется в течение месяца. МЗКТ берется за эксклюзивные заказы в две-пять машин, чем охотно пользуются российские газовики и нефтяники. Российскими заказами по многим видам шасси завод обеспечен до 2018 года, а по некоторым и до 2020-го.

Факты

«Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) создан на базе Производства специальных колесных тягачей МАЗа в 1991 году. Выпускает шасси с количеством ведущих осей от 1 до 12, грузоподъемностью до 220 тонн и мощностью двигателя от 165 -
1500 л.с.

Более 150 типов автомобильной и прицепной техники стали основой для 40 систем вооружения. Это комплексы: СКАД, С-300ПМУ, С-400, «Печора-2М», «Тор-М2», «Бук-М2», «Рубеж», «Берег», «Смерч», «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», «Бастион» и многие другие.

Уникальная автомобильная техника МЗКТ использовалась для транспортировки ракетоносителей на космодроме «Байконур».

Гражданская техника МЗКТ - это специальные шасси для мобильных буровых установок и нефтегазового оборудования (колтюбинговое, насосное и другое). Заказчики - Газпром, Татнефть, Славнефть и другие компании СНГ, занимающиеся добычей нефти и газа.

Машины МЗКТ эксплуатируется более чем 30 странах мира: в Европе, Азии, Африке и Америке.

Автор фото: Виталий Гиль

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь ратифицировала соглашение с Россией о разработке и организации серийного производства самолета «Освей»
  2. Словакия не будет дальше помогать Украине вооружением
  3. Аксенов предложил заменить термин «новые регионы» на «исторические»
  4. Алаудинов заявил, что из занятых ВСУ сел в Курской области освободили 15
  5. Владимир Зеленский не добился разрешения Лондона на дальнобойные удары вглубь России
  6. Глава МИД Германии Бербок заявила об отказе Путина говорить с Шольцем
  7. Игорь Сергеенко: Реакция Запада на учреждение Дня народного единства в Беларуси нам не интересна
  8. В Польше и Прибалтике думают об атаке на Санкт-Петербург в случае конфликта с Россией
  9. Сергей Митин: На днях посетил выставку инновационных технических и технологических решений в АПК «Агросалон»
  10. Владимир Путин провел встречу с Гурбангулы Бердымухамедовым
  11. Песков допустил, что на участников саммита БРИКС могут оказывать давление
  12. Mash: Около 1500 солдат ВСУ попали в окружение в районе села Ольговка в Курской области
  13. Павел Завальный рассказал о перспективах газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока
  14. Владимир Путин в Ашхабаде провел переговоры с Президентом Ирана Масудом Пезешкианом
  15. Владимир Путин поздравил жителей Тувы с 80-летием добровольного вхождения в состав Советского Союза

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудят новые программы в сфере агропромышленного комплекса

Заседание Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по аграрным вопросам пройдет в Минске

Политика

Александр Лукашенко: Белорусы никогда россиян не подводили и не подведут

Кульминацией встречи двух президентов стало вручение Александру Лукашенко высшей награды России - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

МНЕНИЯ

Российская честь не продаётся. Даже за миллиард

Валерий Чумаков

Российские предприниматели, невзирая на сложности, продолжают выплачивать кредиты, полученные до 2022 года даже в недружественных странах

Людоеды в белых воротничках

Павел Родионов

Операция «Утилизация» продолжается.

Хозяин, приезжай!

Павел Родионов

Мазохизм германских властей не перестает удивлять.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также