САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Волаты» грязи не боятся

Корреспондент «СВ» побывал на Минском заводе колесных тягачей, где делаются платформы для знаменитых российских «Тополей» и «Буков», уникальная техника для ракетоносителей «Байконура»

Мощь и скромность исполина

Когда из цеха сборки Минского завода колесных тягачей выезжает очередной автомобиль, прохожие превращаются в зевак: от мощных машин глаз не оторвать. Действительно, «Волат»* - торговая марка - идеологию заводской продукции отражает на 100 процентов.

На 13-метровом шасси МЗКТ-7930 базируются многие российские тактические зенитно-ракетные комплексы и системы залпового огня: «Искандер», «Ураган», «Бастион», С-300 и другие. На нем смонтирована и первая белорусская РСЗО «Полонез» - военная новинка и своего рода сенсация в мире вооружения.

«Волаты» грязи не боятся


Не удержался и попросился в кабину. Она смещена вперед, и это создает хороший обзор. Есть кондиционер, термос для питьевой воды, специальные кронштейны для оружия. Но заводчане готовы удовлетворить любое пожелание заказчика по комплектации кабины, чтобы улучшить параметры комфортности тягача. Каждый тягач-богатырь - товар штучный и делается под конкретный заказ.

Конкурентов нет

Попробовал: машина заводится с первого оборота, шума двигателя внутри кабины почти не слышно. Трогается легко и плавно, при этом по преодолению бездорожья конкурентов у машин минского завода нет. Испытатели уверяют, что могут провезти ведро воды, не расплескав ни капли. Это не бравада. На военной выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле для минских «богатырей» устроили «проверку боем» на дороге из ломаных бетонных плит и камней. Минские машины полосу препятствий прошли, не сбавляя хода.

«Волаты» грязи не боятся


Дизельный двигатель в 500 лошадиных сил, уникальная независимая подвеска позволяют везти груз массой до 24 тонн, развивая при этом скорость до 70 км/ч. Одной заправки хватает на одну тысячу километров. Каждое колесо полноприводное и независимое. Шасси позволяет с полной нагрузкой спокойно подниматься в гору под углом в 30 градусов.

Школа Шапошника

Истории предприятия началась с июля 1954 года. На Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро по тяжелым колесным артиллерийским тягачам. Первый главный конструктор Борис Шапошник - личность легендарная. Уроженец белорусского Пинска, после окончания МВТУ имени Н. Э. Баумана он работал на автозаводах в Москве, Ульяновске, Новосибирске. В Минск его перевели в 1949 году.

«Волаты» грязи не боятся


Уже через два года он поставил на поток выпуск самосвала 40-тонника. С него начался знаменитый сегодня на весь мир белорусский автогигант БелАЗ.

Военные просили о создании специальных шасси высокой проходимости для монтажа ракетных пусковых установок. Шапошник включился и в эту работу. Снова рекордные сроки, снова необычные конструкторские решения. На шасси, разработанных Борисом Шапошником, несли боевое дежурство все поколения советских ракет тактического и стратегического назначения.

«Волаты» грязи не боятся

Колесо "Волота" метрового "роста"

Герой Социалистического труда в своей должности работал до 80 лет. А его школа на МЗКТ продолжает жить и развиваться до сего времени. Сегодня в экспериментальном цехе «колдуют» над первым легкобронированным автомобилем. Его испытания назначены на первый квартал будущего года. 

Компьютер рабочему друг

Минские машины - белорусско-российские. Комплектующие МЗКТ закупает почти у 280 российских предприятий и десятков белорусских. В частности, у машин двигатели Ярославского и Тутаевского моторных заводов.

«Волаты» грязи не боятся


Но основное «железо» делают сами. Большинство станков с программным управлением. Установка лазерного раскроя металла автоматически режет многотонные стальные плиты, вырезает все необходимые монтажные отверстия - их на будущей раме автомобиля сотни.

«Волаты» грязи не боятся

Современному сварщику надо только кнопки нажимать

Раньше их вырезали вручную - эта работа была сложной даже для самых квалифицированных мастеров.

Заказы расписаны до 2018 года

Сборочный конвейер МЗКТ уникален: здесь собирают не как обычно, одну модификацию машин, а десяток самых разных одновременно. Однообразие и монотонность рабочим не грозят. На конвейере как военные, так и «гражданские» шасси. Почти вся продукция завода - двойного назначения. Военные шасси - для ракет, а на гражданских монтируются строительные краны, бетономешалки, самосвальные кузова грузоподъемностью до 40 тонн и другое спецоборудование.


На МЗКТ не поточное производство, здесь каждая машина делается под конкретный заказ. Как правило, он выполняется в течение месяца. МЗКТ берется за эксклюзивные заказы в две-пять машин, чем охотно пользуются российские газовики и нефтяники. Российскими заказами по многим видам шасси завод обеспечен до 2018 года, а по некоторым и до 2020-го.

Факты

«Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) создан на базе Производства специальных колесных тягачей МАЗа в 1991 году. Выпускает шасси с количеством ведущих осей от 1 до 12, грузоподъемностью до 220 тонн и мощностью двигателя от 165 -
1500 л.с.

Более 150 типов автомобильной и прицепной техники стали основой для 40 систем вооружения. Это комплексы: СКАД, С-300ПМУ, С-400, «Печора-2М», «Тор-М2», «Бук-М2», «Рубеж», «Берег», «Смерч», «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», «Бастион» и многие другие.

Уникальная автомобильная техника МЗКТ использовалась для транспортировки ракетоносителей на космодроме «Байконур».

Гражданская техника МЗКТ - это специальные шасси для мобильных буровых установок и нефтегазового оборудования (колтюбинговое, насосное и другое). Заказчики - Газпром, Татнефть, Славнефть и другие компании СНГ, занимающиеся добычей нефти и газа.

Машины МЗКТ эксплуатируется более чем 30 странах мира: в Европе, Азии, Африке и Америке.

Автор фото: Виталий Гиль

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Бойцы ВС России спасли срочника в Курской области, сняв операцию на видео
  2. Ольга Германова: Около 5 тыс. детей планируется вывезти из пострадавших районов Курской области
  3. Леонид Слуцкий: Запад покрывает ядерный терроризм Зеленского
  4. ВСУ за сутки потеряли в Курской области до 270 человек и до 2300 за все время
  5. Минобороны сообщило о взятии в плен 18 бойцов ВСУ в Курской области
  6. Губернатор Калининградской области доложил Путину о социально-экономическом развитии региона
  7. «Летающий танк» Ми-28НМЭ показали на форуме «Армия2024»
  8. Посол в РФ заявил о готовности Беларуси помочь жителям Белгородской области
  9. Российские студотряды впервые начали работу на МАЗ в Беларуси
  10. Силовики заявили, что ВСУ покидают позиции на участках фронта у Покровска
  11. Мишустин освободил от должности главу Росмолодежи
  12. Владимир Джабаров сообщил, что правозащитникам из ООН безопасности в Курской области сейчас никто не обеспечит
  13. Митин: Более 20 тонн гуманитарной помощи собрали новгородцы для жителей Курской области
  14. В США судят белоруса — одного из самых опасных киберпреступников в мире
  15. ФРГ выдала ордер на арест украинца по делу о подрывах «Северных потоков»

Парламентское Собрание

На средства бюджета Союзного государства лечат ветеранов войны и боевых действий

Задействованы три белорусских и два российских санатория.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Маразм полегчал

Татьяна Вахромеева

85 спортсменов из России допустил к участию в Паралимпиаде.

Твердой рукой

Юлия Новицкая

Космонавты должны уметь вручную стыковать не только «Союз», но и грузовик.

Не пора ли провести ревизию творческих званий?

Олег Зинченко

Заслуги должны оцениваться по поступкам

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также