Коса на камень
ВАДА пригрозило ФИФА исключением футбола из олимпийской программы В последние годы профессиональный и любительский спорт все чаще сталкиваются с допинговыми скандалами. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить свежую историю с российской сборной по биатлону, когда сразу трое ведущих стреляющих лыжников были уличены в применении запрещенных препаратов, что стало настоящим шоком для многих поклонников этого спорта в нашей стране.
В последние годы профессиональный и любительский спорт все чаще сталкиваются с допинговыми скандалами. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить свежую историю с российской сборной по биатлону, когда сразу трое ведущих стреляющих лыжников были уличены в применении запрещенных препаратов, что стало настоящим шоком для многих поклонников этого спорта в нашей стране. Впрочем, причины подобной тревожной тенденции легко объяснимы. В современном спорте, где жесткая конкуренция существует практически в каждой дисциплине, в погоне за результатом атлету порой просто не остается выбора, кроме как согласиться на сомнительный риск, а то и пойти на откровенный обман. Свою роль в этом играет и современная фармацевтика, которая также не стоит на месте и любезно предлагает спортсменам массу новых препаратов, которые с каждым годом пополняют список запрещенных.
Подобная проблема уже достигла планетарных размеров, и борьба с этим злом приобретает не меньший размах. Об этом говорит и та сила, которую ныне представляет Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Эта организация за десять лет существования благодаря своему изначальному статусу мирового спортивного полицейского превратилась в довольно могущественный следственно-репрессивный аппарат, способный влиять на судьбу любого спортсмена вне зависимости от его регалий, доходов и популярности.
Как известно, власть, тем более практически неограниченная, зачастую портит тех, кто ею обладает. В случае с ВАДА эта жизненная аксиома отчасти также справедлива. В яростной погоне за кристальной чистотой мирового спорта чиновники антидопингового агентства, похоже, переборщили с методами. В первую очередь речь идет о пункте правил, вступившем в силу в начале этого года. Согласно ему спортсмены обязаны отчитываться о своем местонахождении с точностью до часа на протяжении всего года для прохождения допинг-тестов. Для этого они каждые три месяца должны заранее составлять подробный план своих предстоящих поездок, а затем отсылать свой план-график в штаб-квартиру ВАДА.
Новые правила, едва вступив в силу, вызвали негодование у значительной части спортсменов, о чем они, не стесняясь, заявляли на страницах СМИ. Однако если прежде претензии в адрес ВАДА звучали исключительно со стороны отдельных атлетов, то недавно против драконовских антидопинговых нововведений выступила целая спортивная федерация. Причем не какая-нибудь, а самая могущественная в мире – Международная федерация футбола (ФИФА). Свой демарш боссы мирового футбола предприняли, предварительно заручившись поддержкой коллег из не менее авторитетной организации – Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). «Мы намерены привлечь внимание к тому факту, что на политическом и юридическом уровне законность неуважения частной жизни игроков как основного элемента свободы личности может быть подвергнута сомнению со стороны ВАДА, – говорится в совместном заявлении ФИФА и УЕФА. – Каждый год в мировом футболе проводится 25-30 тысяч допинг-тестов. Мы боремся с применением запрещенных препаратов всеми силами. Поэтому, выступая в духе сотрудничества, ФИФА и УЕФА просят, чтобы ВАДА пересмотрело свое отношение к новому, во многом неприемлемому правилу о местонахождении спортсменов».
Когда такие влиятельные структуры решают помериться силами, конфликтной ситуации не избежать. И судя по всему, рассчитывать на полюбовное соглашение не приходится. Во всяком случае, пока. «Одним из ключевых принципов эффективного допинг-контроля является возможность проверить спортсмена без предварительного уведомления в любой из 365 дней года, – настаивает президент ВАДА Джон Фэйхи. – Когда кто-то утверждает, что тестирование должно иметь место только во время проведения соревнований, он, таким образом, ставит под сомнение принцип всесторонней борьбы против допинга в спорте».
Президент ФИФА Зепп Блаттер, в свою очередь, парирует доводы Фэйхи. «Мы ни в коем случае не имеем в виду отказ от борьбы с допингом. Мы говорим только об отказе от «охоты на ведьм», которая никогда ничем хорошим не заканчивалась», – заявил президент ФИФА. В то же время Блатттер, по его словам, готов пойти на компромисс с ВАДА только в том случае, если новое правило будет обязательным не для каждого из игроков в отдельности, а для команд в целом. «ФИФА и УЕФА хотят, чтобы футболисты проверялись исключительно во время тренировочных сборов или после игр, игнорируя существующую практику, – продолжает гнуть свою линию Фэйхи. – Однако наш опыт показывает, что атлеты, уличенные в использовании запрещенных препаратов, как правило, применяли их в тот момент, когда они были уверены, что допинг-контроль в ближайшее время им не грозит. Необходимо помнить, что следы многих препаратов быстро исчезают из организма, а их действие продолжается. Поэтому внезапность проверок необходима».
Влияние ВАДА в последние годы возросло настолько, что несогласие ФИФА и УЕФА с позицией руководителей антидопингового агентства может привести к тому, что футбол будет исключен из программы Олимпийских игр. Об этом на днях недвусмысленно дал понять правая рука Джона Фейхи – генеральный секретарь ВАДА Дэвид Хоуман: «С письменной просьбой разобраться в сложившейся ситуации мы обратились в Ассоциацию федераций летних олимпийских видов спорта. И там нас заверили, что никто, ни одна спортивная федерация, за исключением ФИФА, не высказывалась против нового пункта антидопинговых правил. Так что если руководители ФИФА и УЕФА не изменят своей позиции, мы должны будем принять соответствующие меры».
Хочется надеяться, что назревающий конфликт все же будет потушен мирными средствами и не приведет к серьезным последствиям. Тем более что ФИФА терять, по большому счету, нечего. Олимпийский футбольный турнир, в котором принимают участие молодежные сборные, для ведомства Зеппа Блаттера никогда не значился среди ключевых приоритетов. Поэтому если ВАДА все же добьется (хотя в это мало кто верит) исключения спорта номер один из программы летних Игр, то это будет не очень дальновидный шаг. Больше всего пострадает международное олимпийское движение. Ну и, конечно, болельщики. Поэтому, скорее всего, ВАДА и ФИФА, поиграв еще мышцами, в конце концов сядут за стол мирных переговоров и найдут взаимоприемлемый компромисс.
Андрей АРЕФЬЕВ