Художники показали трагизм войны и героизм народа через призму личной драмы
Пленительная красота шести полотен
РОССИЯ
У ПОДНОЖИЯ МАВЗОЛЕЯ
На картине «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько — Парад Победы, который прошел 24 июня 1945 года. В центре сюжета — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Вполне узнаваемые и главные герои — Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и другие полководцы.
Рассказывают, что когда Иосиф Сталин по сложившейся традиции в одном из залов Кремля просматривал картины, представленные к самой престижной в то время Сталинской премии, то возле полотна «Триумф победившей Родины» задержался дольше, чем у других. А затем, уже после окончания просмотра, вернулся к этой работе и утвердительно произнес: «Представить к первой степени». И правда, все смотрится очень монументально!
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД – В РУИНАХ
Александр Дейнека создал не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей — моряков в ослепительно белой форме. Работа называется «Оборона Севастополя».
Сам художник бывал на фронте не раз – привозил картины и эскизы. Но именно эту создал по фотографии разрушенного немцами Севастополя. Он очень любил этот яркий южный город, часто ездил туда до войны, писал виды и его жителей. И вспоминал: «Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух». Чтобы придать работе объемов и реализма, живописец лепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. Интересно, что Дейнеке позировала знакомая спортсменка, ведь все мужчины с подходящим телосложением были на фронте.
ДАНЬ ПАМЯТИ ПОДВИГУ
Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла двадцать раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной, который называется «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская» — дань памяти ее подвигу.
В 1997 году смелую девушку удостоили званием Героя России посмертно. Награду дочери получила ее 98 летняя мать. Чтобы увековечить память о двадцатилетней героине, именем Натальи названы улицы в нескольких городах РФ, а также одна из планет. Любопытно, что художница лично знала героиню своего полотна – Наташа была ее одноклассницей.
БЕЛАРУСЬ
ШРАМЫ НА ПОЛОТНЕ
Двадцатилетним юношей Савицкий воевал в составе 345-й стрелковой дивизии под Севастополем. В одном из боев попал в плен. Ему пришлось пройти «круги ада» в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве художника. Один из самых трагических циклов работ мастера: «Цифры на сердце», посвященный фашистским концлагерям. В работе «Партизанская мадонна» сакральный христианский лик матери с ребенком предстает в образе партизанки.
ПОБЕДНОЕ ЛИКОВАНИЕ
На картине "Минск. 3-го июля 1944 г." Валентин Волков показал один из самых эмоциональных моментов в истории Беларуси – освобождение столицы от нацистских оккупантов.
К работе над сюжетом художник приступил, когда земля была еще «изранена» после разрывов снарядов - в 1945-м. Из дивизии, расположенной в Уручье, солдатам давали увольнительные, чтобы они позировали мастеру. А гражданских Валентин Волков писал с жителей улиц, соседствовавших с его мастерской. На картине угадывается центр города - начало улицы Ленина на фоне площади Свободы, где видны костел Пресвятой Девы Марии и башня бывшего коллегиума иезуитов. Над огромным полотном мастер трудился около 10 лет.
ГИЛЬЗА ВМЕСТО ВАЗЫ
Пепельница с дымящейся сигаретой, печатная машинка с заправленным в каретку белым листом бумаги, часы, снятые с запястья и аккуратно положенные на стол. Коробок спичек, скомканные черновики, гильза, где вместо цветов ветка рябины с гроздью алых ягод, черно-белые фотографии, часть рукописи…Особым акцентом, который обращает на себя внимание, выступает красный, словно кровавый пол. На картине Мая Данцига «О Великой Отечественной...» нет случайных деталей. Зритель как будто находится в рабочем кабинете мастера и кажется, будто он вышел на минуту и вот-вот вернется.