Режиссер Дмитрий Астрахан: Какой он, советский человек?
На «Беларусьфильме» снимается картина о Федоре Крыловиче - диверсанте, во время Великой Отечественной уничтожившем четыре эшелона немецкой техники
Съемки фильма шли в Минске и в пригороде белорусской столицы, а заняты в нем российские и белорусские актеры. Фото: предоставлено студией «Елена».
КОГДА СТРЕЛОЧНИК НЕ ВИНОВАТ
- Дмитрий Хананович, как появилась эта идея?
- Сценарист Павел Могилин рассказал нам с драматургом Олегом Даниловым историю про Крыловича. Так я узнал об этой истории, его фантастическом подвиге. И понял, что о нем мало кто знает, а история просится в кино: герой, с активной позицией, явно драматический персонаж. И судьба одновременно и героическая, и трагическая. Могилин вообще документальный сценарист, это его первый опыт в художественном кино. По-моему, позитивный. На «Беларусьфильме» на наш материал обратили внимание - как раз искали достойную историю к юбилею Победы.
- Насколько я понимаю, Крыловича при жизни не особенно признавали.
- По сути, он совершил одну из самых больших сухопутных диверсий. Одним взрывом человек умудрился уничтожить четыре эшелона немецкой техники, очень изобретательно придумав, как это сделать. Но чествования героя в полной мере, достойной его подвига, не было. Только в 1949 году он получил орден Ленина.
- Тут еще просматривается история стрелочника, который может все. Даже взорвать немецкие танки «Тигр».
- Он был электриком на станции и возглавлял диверсионную группу. Но главное дело совершил сам, это полностью его заслуга.
- Послевоенные годы ваш фильм затрагивает?
- В меньшей степени. Вообще такой совершенно выдающийся подвиг Крыловича дал возможность подумать и показать, что такое советский человек, кто это такой. Что формировало этих людей, которые беззаветно любили свою Родину и готовы были за нее погибнуть?
- А вы для себя нашли ответ на вопрос, что формировало советского человека?
- Песни, фильмы, стихи, литература того времени. То есть люди воспитывались в духе патриотизма. То, что многие сейчас называют идеологией, но так рождались герои.
- Вы советский человек, родившийся в советское время. Впрочем, как и я. Помните ли вы свои детские мечты? С чем они были связаны?
- Я был оптимистом и считал, что мы все вместе должны совершать доброе дело. Абсолютным представителем того времени. Искренне вступал в пионеры. Может быть, когда дошло до комсомола, возникло понимание, что что-то не так. Но, думая о том, почему мои родители верили во все это, понимаю, что изначально идея была прекрасная - светлое будущее, все равны, все поровну. Это же извечная мечта человечества о некой гармонии, Золотом веке, в котором хотели жить все утописты.
Исполнитель главной роли Алексей Суренский знаком зрителям по сериалам «Молодежка» и «Отель Элеон». Фото: предоставлено студией «Елена».
И эта идея захватывала наших родителей. Наш фильм - своего рода попытка понять, что же двигало поколением, родившимся в начале XX века, строившим нашу страну и верившим в светлое будущее.
РАБОТА В МИНСКЕ - МОМЕНТ КАРМИЧЕСКИЙ
- Ваши родители ведь из Беларуси.
- Да, мама родилась в Гомеле, папа тоже из Беларуси, но потом они жили в Ленинграде.
- В детстве там не бывали?
- Никогда. Мама вообще не хотела ехать в Беларусь, для нее это было тяжело - там погибли и родственники, и друзья. Но потом, когда я стал работать в Минске, она приезжала, и то, что я там оказался и много в этих местах снимал, считала важным моментом.
- Вы снимали и лирические картины. А в ленте о Федоре Крыловиче есть какая-то личная история?
- Есть, конечно. И любовь, и драма.
БЕЗ РЕВЕРАНСОВ ПЕРЕД НАЦИСТАМИ
- Хотела сказать вам спасибо за роль в фильме «Высоцкий», где вы открылись с совсем новой стороны. А у каких режиссеров вы хотели бы сняться в качестве актера?
- Я честно благодарен всем режиссерам и продюсерам, которые мне предлагают сниматься.
Все-таки есть тысячи артистов примерно моего амплуа, а тут кто-то обращается ко мне. Это приятно, и я их уважаю и уже люблю заранее за их выбор. В принципе я почти всегда соглашаюсь. Не потому, что всеядный, дело не в этом. Я понимаю, что такое для режиссера обратиться к артисту и получить отказ.
- На «Судьбу диверсанта» все согласились? Сразу? Это целиком был ваш выбор?
- Андрею Смолякову материал нравился. Мы очень долго искали исполнителя главной роли - Алексей Суренский хорошо ее исполнил. Да и эта тема долго была невостребованной.
Фото: Лариса Кудрявцева/kpmedia.ru
- Сейчас много говорят о попытках переписать историю. Как вы к этому относитесь?
- Как хорошо было сказано в «Бесславных ублюдках», с фашистом можно делать, что угодно. В этом смысле мне нравится искренняя моральная позиция Квентина Тарантино.
Хотя он американец и его страна не переживала тех ужасов, тут все предельно понятно. Как куклуксклановец, так и фашист не имеет права на жизнь. Никаких реверансов делать ни фашистам, ни полицаям нельзя, поскольку речь идет о преступлениях против человечества.
В своем фильме мы стараемся показать эту историю со всех сторон. Так, чтобы зритель невольно задавался вопросом: многие ли были готовы совершить подвиг, подобно Крыловичу?
- Когда нужно ждать ваш фильм?
- К новому году. А дату проката пока еще не определили.
ДОСЬЕ "СВ"
Дмитрий Астрахан родился 17 марта 1957 года в Ленинграде. В детстве увлекался классической борьбой. После школы сперва учился в Электротехническом институте, но закончил обучение в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Служил в морской авиации. Как театральный режиссер, стажировался у Товстоногова. Среди самых любимых зрителем лент - «Ты у меня одна», «Перекресток», «Желтый карлик», «Подари мне лунный свет». В качестве актера сперва появлялся в эпизодах собственных картин, но после успеха фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» стал востребован у многих известных режиссеров - например, у Юрия Мороза, Рената Давлетьярова, Станислава Говорухина.
ЛЕГЕНДА ПРОШЛОГО
О ГЕРОЕ БЫЛЫХ ВРЕМЕН
Федор Крылович родился в 1916 году в Минске в семье железнодорожника. После школы связистов в Ульяновске воевал на Халхин-Голе и на советско-финской войне. Жил в городе Осиповичи, где работал электриком на станции. Немцы вошли в город уже 30 июня 1941 года.
В июле Крылович смог организовать подпольную группу. Его главная диверсия (это самая крупная такая акция в годы войны) - подрыв четырех эшелонов всего двумя магнитными минами. Были уничтожены танки «Тигр», отправлявшиеся на Курскую битву, а также тонны горючего, продовольствие для фашистов, снаряды и авиабомбы. Сперва Крылович испортил семафор, потом отправился якобы его ремонтировать, а сам в это время установил взрывные устройства. До смерти в 1959 году продолжал работать электромонтером в Осиповичах.