От Буратино до Екатерины
На съемках фильма минскому мальчику Дмитрию Иосифову было девять лет. После выхода «Приключений Буратино» на телеэкраны в 1975-м он стал самым известным ребенком в стране
Не задирай носа! Фото: Кадр из фильма
Режиссура Леонида Нечаева, музыка Алексея Рыбникова, чудесная игра Рины Зеленой, Владимира Басова, Владимира Этуша, Ролана Быкова - это был подарок для советских детей, который потом выдавался телевидением в каникулы, как особенные дефицитные тогда конфеты «Птичье молоко». И, конечно, на экране царил-шалил Буратино - и сказочный, и живой, и беззаботный.
Сегодня Дмитрий Иосифов - режиссер, он заканчивает монтаж третьего сезона сериала «Екатерина», с самозванцами, Емельяном Пугачевым, княжной Таракановой, сценами бунта, бессмысленного и беспощадного. Недавно вышел первый трейлер к картине.
ТАРАКАНОВА БУДЕТ КРАСОТКОЙ
- Дмитрий Владимирович, а как скоро можно будет увидеть третью часть истории о Екатерине Второй?
- Сдаем в конце сентября. Когда именно поставят в эфир - увы, не знаю, скорее всего, осенью, но это прерогатива канала. Сейчас идет монтаж, озвучивание, работаем над графикой.
- Екатерине Второй в период, когда появились самозванцы - Тараканова и Пугачев - было сорок пять. А актриса Марина Александрова настолько вечно юная, что, кажется, просто автоматически выигрывает у Таракановой.
- А вы видели нашу Тараканову? (грозно).
- Видела трейлер.
- Я не считаю, что есть автоматический выигрыш. Тараканова будет красотка у нас.
- Это костюмное кино. Насколько достоверными вы считаете наряды?
- Что такое достоверно? Кино подразумевает некоторое допущение. Специалистов, которые помнят, как это было, нет. Кино более-менее соответствует тому, как костюм - и женский в особенности - был сложен. Но используются не те материалы. Надо шить из натуральных тканей, но это ни один бюджет российского фильма не потянет.
СКОЛЬКО ЭТО В МИНУТАХ?
- Детское кино вашего периода съемок на «Беларусьфильме» - тоже костюмное кино, пусть и «сказочное». Есть разница в подходах к работе?
- Колоссальная. Сроки сейчас намного более сжатые, чем это было в Советском Союзе. Если тогда могли себе позволить готовить двухсерийную телевизионную картину полгода, то сейчас на 16 серий гораздо меньше времени, причем с гораздо бОльшим количеством персонажей. Мы снимаем в десять-двадцать раз быстрее. Выработка в Советском Союзе телевизионного кино была в среднем одна минута в день, а если присутствуют дети и животные, то она снижалась вдвое… Сегодня мы снимаем минут по десять в день.
- А сколько дублей уходит? Это же историческая картина, сложно-постановочная.
- Столько, сколько нужно. Главное, в пределах съемочного дня уложиться и снять то количество сцен, которое запланировано. Дублей делаешь, сколько хочешь - съемка цифровая. Это не пленка, можно не экономить. Именно время стало самым дорогим.
- А сколько снималась, например, сцена Буратино и черепахи Тортиллы? С песней «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда»?
- Два дня.
- А сегодня, если бы вы получили такую задачу, сколько бы времени позволили себе потратить?
- Думаю, что максимум - полтора часа.
- Вы давно в последний раз были в Минске?
- Давно. Когда снимал там «Уходящую натуру» в 2014 году (телероман из восьми серий рассказывал, как снималось «то самое» советское кино, в конце семидесятых. В ролях Сергей Колтаков, Игорь Скляр, Алена Бабенко, Мария Шукшина, Владимир Вдовиченков и Олег Тактаров. - Ред.).
ПУСТЬ СЫНОВЬЯ ВЫБИРАЮТ САМИ
- У вас трое сыновей, старший - оператор. Вы с ним работаете?
- Нет. У нас был случай, когда он был совсем молодым оператором, на втором сезоне «Екатерины». Работал, например, со всякими проездами карет, которые мы не успевали сами снять. Но это не вопрос нежелания: непросто совпасть по срокам. У него своя работа, у меня - своя. Наши графики почти нереально совместить.
- А к чему вы готовите своего младшего, третьего сына? Ему 14, кажется?
- Ни к чему. Просто смотрю, что ему интересно. Пока он учится, занимается спортом. Посмотрим, куда его потянет. На что он реагирует, что ему интересно. Оставляю детям право выбирать самим.
РЕКЛАМА - ОДНОДНЕВКА
- Вы сняли множество рекламных роликов - около сорока - в начале своей режиссерской взрослой карьеры. Сейчас вы оцениваете нынешнюю рекламу?
- Вообще рекламу не смотрю - нет ни времени, ни желания. Телевизор тоже. Да, анекдот, но это так. То есть я работаю для телевидения, но не смотрю. За редким исключением - один мой оператор, обожающий футбол, заставил буквально посмотреть финал чемпионата мира.
- Есть рекламный ролик, которым вы гордитесь? Чтобы было ощущение прорыва: вот, поглядите, как я это сделал!
- Есть, но я не думаю, что это кто-то помнит. Реклама - однодневная история. Кроме, возможно, бекмамбетовского «сериала» для банка «Империал». Много хороших роликов было, которые в свое время приносили производителям деньги и покупательский спрос организовывали. Но это работа. К рекламе я относился, как к опыту, дающему возможность использовать новую технику, которую не могли себе тогда позволить режиссеры в сериалах или в кино. А в рекламе эти средства были. И возможность попробовать уйти в новые технологии. Хороший эксперимент. Все потом пригодилось.
«НА СОСНУ НЕ ПОХОЖ»
- В «Приключениях Буратино» вас озвучивала актриса Татьяна Канаева. Каково было смотреть на себя с чужим голосом?
- Мне было приятно. Потому, что у меня был сипловатый, низкий голос, а этот был такой бойкий, звонкий… Мне понравилось.
- Не могу не спросить: вы похожи на Буратино?
- Наивный вопрос. Что такое - похож на Буратино?
- По характеру.
- А я вас спрошу, похожи ли вы на сосну.
- На сосну как раз похожа.
- Я - нет. На Буратино - тоже. Скорее, Буратино похож на меня в сложившемся представлении, поскольку как бы иначе я запомнился в качестве персонажа, что именно меня стали с ним ассоциировать? Каким был Буратино у Толстого или Пиноккио у Коллоди? Это миф, сказка. Какие-то мои черты были заложены в фильме. Роль основывалась на моей психофизике, на моих реакциях. Какие-то из них сохранились, какие-то с возрастом трансформировались.
ФАКТЫ
Когда Дмитрий Иосифов пробовался для фильма, его хотели взять на роль Арлекино и даже сшили ему костюм. Около четырех тысяч детей со всего СССР рассматривались на роль Буратино, но никто не подошел. Тогда снова решили попробовать Дмитрия.
Гримировали Буратино два часа - приклеить нос, парик и замшевые брови. Правильный грим закупался в Италии, на родине Пиноккио. Интересно, что размер носа в начале фильма и в финале отличается на полтора сантиметра.
На съемках Дмитрий Иосифов просил Ролана Быкова не закручивать его так сильно в эпизоде, когда Лиса Алиса и Кот Базилио подвешивали Буратино головой вниз. Мальчик даже обиделся на Быкова, но потом выяснилось, что виновником этой идеи был оператор.
ДОСЬЕ «СВ»
Дмитрий Иосифов родился в Минске 22 октября 1965 года. Занимался фигурным катанием. Там его заметил специалист, отбирающий детей на кастинг. После «Приключений Буратино» сыграл во многих фильмах «Беларусьфильма» («Еще раз про Красную шапочку», «Капитан Соври-голова», «Проданный смех» и другие). Отказался от актерской карьеры ради режиссуры. Начинал с рекламы, снимал телешоу и сериалы, в том числе - эпизоды для «Убойной силы». Со второго сезона сериала об императрице Екатерине II ведет этот проект. Женат, отец троих сыновей.