Небо под землей
Со дня рождения классика соцреализма Александра Дейнеки исполнилось 120 лет
Живописец в своей мастерской, на фоне эскизов к будущим работам. Фото: Давид Шоломович/РИА Новости
САМОЛЕТЫ ДЛЯ МАЯКОВСКОГО
Это случилось 20 мая в Курске, в семье железнодорожника. Родился мальчик, его назвали Сашей. Потом он подрастет, влипнет в революционную неразбериху и попытается как художник найти себя между «Окнами РОСТа» и традиционным искусством.
Дейнеку называли «Маяковским в живописи». Как знаменитый поэт он мог написать и острополитического «Наемника интервентов», и тонкое лирическое полотно «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», и создать монументальную мозаику на станции московского метро «Маяковская». Туда он спускался и работал в каске, еще не зная, что будет вокруг. Мечтал в подземелье о самолетах и запускал их в небо, которое смог создать под землей. Немного смальты и красок - и крылатые машины парили в вышине павильона. Уже потом на станции было бомбоубежище. Сталин вроде приезжал проводить совещания в безопасном месте под самолетиками в первые дни войны, когда царила растерянность.
А с Маяковским Дейнека на самом деле дружил, часто о нем вспоминал, написал полотно «Левый марш». Считал себя учеником поэта в том, что касается ритма и чувства времени. Носил в кармане вырезки из его стихов. А памятник этой дружбе доступен каждому: надо просто зайти в метро.
МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ ЗА ДЕВУШКУ
Сейчас имя художника упоминают не часто. Кто-то упрекает Дейнеку в излишней пропаганде, кто-то называет конъюнктурщиком, но все соглашаются, что это был настоящий мастер. О знаковой фигуре советского искусства и его творчестве мы поговорили с искусствоведом, преподавателем Школы дизайна РАНХиГС Арменом Апресяном.
Фото: Одна из знаменитых мозаик на московской станции метро «Маяковская». Фото: deineka.ru
- Дейнека связан в сознании с монументальным искусством. Но очень интересно и то, как он воспринимал женскую красоту, определенный тип фигуры.
- С короткими ногами и мощными торсами? У каждого художника есть свой тип красоты. Мы говорим «Рубенс» и сразу представляем определенный тип. Говорим про Модильяни - представляем другую форму. С Дейнекой так же. Кстати, одна из таких работ Дейнеки - этюд к «Купальщицам» - вошла в число самых дорогих, когда-либо проданных в России. Миллион долларов за лист графики. Я, кстати, при этом присутствовал. Это было до кризиса, доллар стоил 28 рублей.
- Есть такая история в его биографии - склонность к самолетам.
- Это общий тренд того времени, и Дейнека чутко улавливал то, что востребовано. Умел находить подходящий изобразительный язык. Кто-то может назвать его конъюнктурщиком, но я не считаю, что это правильно. Он был талантливым и чутким художником.
ЦИТАТА
Юрий Пименов, живописец: «Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами».
ВОТ ИДЕТ ВЕЛАСКЕС ПО УЛИЦЕ...
- Про этого художника сейчас как-то не часто вспоминают. И ученики были, и легендарные мозаики остались. А говорят мало. Как будто был в начале прошлого века, потом дожил до произведения «Оборона Севастополя» и исчез.
- У искусства советского периода, которое принято называть социалистическим реализмом, очень непростая судьба. Дело все в том, что это искусство было в течение десятилетий на вершине. Оно было единственным разрешенным в нашей стране, а потом, после перестройки, в его сторону полетели разные острые выражения. И продолжается это до сих пор, как ни странно, - достаточно вспомнить экспозицию Герасимова, когда представители либеральных СМИ начали шуметь, что любимый художник Сталина выставляется в Историческом музее.
- То же самое касается всех художников того времени?
- Буквально на днях у моей дочки была предзащита диплома по Пименову, и преподаватели многое ей высказали. И если сейчас будет проходить выставка Дейнеки, сразу же появятся возмущенные: мол, поднимаете на щит советский образ жизни... Был такой художник, Гремитских. И когда его обвиняли, что он, дескать, соцреалист, по заказу пишет, он всегда говорил: «Конечно, я социалистический реалист. А Веласкес был какой? Раннекапиталистический? Буржуазный?» Вот идет себе Веласкес с этюдником по улице, видит: какой-то кардинал, и думает: «Дай-ка я его напишу, натура больно богатая»… Это история вечная - художники работают с властью или с теми, у кого есть деньги. Никуда не денешься. Поэтому обвинять художников того времени, что они писали вождей или прославляли красоту советского образа жизни, как-то глупо. Помимо этого, я думаю, что многие, искренне верили и работали, чтобы создать что-то прекрасное. У Дейнеки есть полотно «Эстафета на Садовом кольце». Молодые, сильные люди бегут, солнце светит.
- Просто Рифеншталь.
- Красота человеческого тела. Чем, по большому счету, это от древних греков отличается?
Эта крепкая барышня с этюда художника побила все рекорды аукционов в России в 2008 году. Фото: deineka.ru
КСТАТИ
ФАЛЬШИВЫЕ КУПАЛЬЩИЦЫ
- Говорят, есть много подделок картин Дейнеки.
- Да. Появляются на рынке. Дело все в том, что представителей ХХ века не так сложно фальсифицировать. Много осталось и холстов, и картонов, и красок того времени, и поэтому знающий художник-мошенник может это сделать. Химико-технологический анализ подделку не выявит. Но с Дейнекой проблема в другом: несмотря на кажущуюся простоту его линий, его изобразительный ряд, фигуры повторить сложно. И человек, который хотя бы минимально в теме находится, увидит это отличие. Подкованные фальсификаторы не выставляют на рынок большие произведения, потому что априори не может быть неизвестных полотен Дейнеки. Они, например, предлагают подготовительные работы к знаменитым вещам. Мелькали как-то якобы этюды к девушкам купающимся, даже продавались. Но при этом у экспертов были очень серьезные сомнения по поводу этих работ. За те годы, пока я вращался на этом рынке, постоянно приносили графику, но она, как правило, оказывалась неаутентичной.
- У Дейнеки была тяга к красному цвету - девичьи косынки на полотнах, множество знамен…
- Многие художники тяготели к красному цвету. Это базовый цвет. Можно вспомнить Сутина или Мунка, который сейчас в Третьяковке выставляется. Другое дело, что не каждый художник его укротит. А Дейнека мог. Он был настолько тонким мастером, настолько прекрасным колористом, что мог справиться с любой задачей, не скатываясь в плакат.
- В пропаганду?
- Я не знаю. Вот «Оборона Севастополя» - это пропаганда? Или это героический эпос, или вообще создание мифа?
ДОСЬЕ «СВ»
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Живописец, монументалист, график и преподаватель. Учился в Харьковском художественном училище. В октябре 1917 года участвовал в обороне Курска от белогвардейцев, оформлял агитпоезда, рисовал местные «Окна РОСТа». Потом был направлен Красной армией на учебу в Москву. Самые известные произведения Дейнеки: «Оборона Петрограда», «Физкультурница», «Купающиеся девушки» и, конечно, «Оборона Севастополя». Создал оформление для станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Народный художник СССР, награжден двумя орденами Ленина, Ленинской премией, орденом Трудового Красного знамени. Похоронен на Новодевичьем кладбище.