САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

Вячеслав Володин: Важно не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов высокого уровня

Обсуждение темы кадрового обеспечения медицинских и образовательных учреждений состоялось в Госдуме в рамках «правительственного часа» 5 марта

Автор Ангелина Скребнева 


Фото: duma.gov.ru/



В ходе дискуссии были рассмотрены причины нехватки медицинских работников и учителей, в том числе в сельской местности. Также были предложены меры по преодолению кадрового дефицита и повышению престижа профессий, наиболее востребованных в обществе.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр просвещения Сергей Кравцов и министр образования и науки Валерий Фальков.

Руководители профильных комитетов и представители фракций высказали свои мнения по этой проблеме.

Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вячеслав Володин отметил, что необходимо объективно оценивать сложившуюся кадровую ситуацию в сфере образования и здравоохранения и искать решения, основанные на реальных потребностях.
Он подчеркнул важность качества образования для развития страны.

В ходе дискуссии Вячеслав Володин привёл пример одного из московских вузов, который осуществляет подготовку специалистов в области медицины, хотя это не является его основной деятельностью. Кроме того, проходной балл в этом вузе значительно ниже, чем в профильных учебных заведениях.

Вячеслав Володин подчеркнул, что при обсуждении кадрового обеспечения необходимо уделять внимание качеству кадров, а не только формальным показателям. Он отметил, что важно не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов высокого уровня.

Спикер Госдумы также подчеркнул, что на открытие профильных медицинских факультетов в вузах должен влиять министр здравоохранения. Он выразил надежду на то, что в этом процессе примут участие и другие заинтересованные стороны, такие как счетная палата и контрольно-надзорные органы.

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко пообещал инициировать проверку вузов, не являющихся профильными для подготовки врачей.

Дмитрий Чернышенко предложил разработать единые стандарты обучения для медицинских работников, которые должны быть внедрены во всех учебных заведениях. Он поручил проработать дополнительные меры поддержки для молодых специалистов в сфере здравоохранения и образования.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко подчеркнул ценность медицинских работников и важность условий труда и доступа к современным технологиям для их привлечения и удержания.

Повышение производительности труда может помочь компенсировать дефицит кадров и сократить время ожидания пациентов. Роботизация лабораторной службы повысила эффективность работы персонала в десятки раз.

Подготовка врачей осуществляется в 139 вузах в 75 регионах, конкурс на медицинские специальности составляет более 10 человек на место, а подготовка среднего медицинского персонала проводится в 646 учреждениях.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что с 2020 года увеличивается количество бюджетных мест для медицинских и педагогических специальностей, особенно в региональных университетах.

Заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов отметил, что средний возраст работников здравоохранения составляет 44,5 года, а почти 43 процента старше 50 лет. До 2030 года необходимо привлечь 496 тысяч медицинских работников со средним и высшим образованием.

По данным мониторинга трудоустройства, 70 процентов выпускников работают по специальности, но каждый четвертый идёт в смежные отрасли.

Вячеслав Володин призвал не ориентироваться на средние показатели при оценке кадрового дефицита. Он отметил, что количество выпускников, поступающих в эти сферы, в 2,5 раза меньше, чем количество выпускников профильных учебных заведений.

Он подчеркнул, что нельзя жить в иллюзиях, когда министр говорит о дефиците учителей в 1,5 процента, а президент говорит о нехватке 33 процентов учителей математики и 26 процентах учителей физики.

Доля сотрудников старше 50 лет в сфере образования составляет почти 43 процента. Заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов напомнил, что медицинские работники и педагоги выходят на пенсию досрочно, что необходимо учитывать при расчёте кадровой потребности. В результате общая дополнительная потребность сферы образования составила более 480 тысяч работников для всех уровней: дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального, сообщил он. Ежегодно для нужд образования требуется готовить около 100 тысяч преподавателей, из них 40 тысяч — школьные учителя.

Министр просвещения Сергей Кравцов поддержал законопроект, предлагающий осуществлять переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях. Он отметил, что 15 процентов учителей-предметников прошли переподготовку на другой профиль, что является нормой, но важно обратить внимание на качество этой подготовки. Он призвал упорядочить переподготовку учителей и перейти к государственному регулированию этой сферы.

Говоря о бюрократической нагрузке на педагогов, министр отметил, что с 1 марта определён перечень обязательных документов для воспитателей, учителей и преподавателей. Он призвал регионы реализовывать закон и обеспечить мониторинг прав и защиты учителей.

Олег Морозов, глава Комитета по контролю, отметил разрыв между престижностью профессии учителя и ее значимостью. По опросам «Народного фронта», лишь 2 процента респондентов считают работу в сфере образования престижной, в то время как каждый третий называет учителя наставником.

Избиратели особенно жалуются на нехватку участковых врачей, терапевтов и педиатров, особенно в малых городах и сельской местности. Олег Морозов подчеркнул, что ситуация ухудшается ближе к земле.

Сергей Кабышев, глава Комитета по науке и высшему образованию, считает, что нельзя снижать качество подготовки кадров для решения кадрового дефицита. Он подчеркнул важность формирования системы планирования и гарантирования занятости в медицинской и педагогической сферах. Увеличение числа целевых мест и регулирование платного приёма — лишь часть этой системы.

По мнению Ирины Белых, главы Комитета по просвещению, ключевая фигура в образовании — учитель. Он должен иметь достойную зарплату, статус, условия, возможности для творчества и самообразования. Необходимо установить точку отсчета для работы над законопроектами, представленными министрами.

Дмитрий Чернышенко сообщил, что в 2026 году будет утверждена новая система оплаты труда педагогов, формируемая Минтрудом, Минздравом, Минпросвещения и Минобрнауки.

Сергей Леонов, глава Комитета по охране здоровья, предложил ввести механизмы сопровождения вузов и медицинских специалистов на первом году практики. Он попросил Миннауки выделить дополнительные средства на эти цели.

Парламентское Собрание

Как поступать с союзной собственностью

За 25 лет существования Союзного государства имущества накопилось немало, пора бюджет наполнять доходами от его аренды

Политика

Союзные депутаты: Общие корни, общие победы

Союзное государство демонстрирует всему миру мощь, состоятельность, конкурентоспособность и служит примером сотрудничества на принципах доверия и дружбы народов

МНЕНИЯ

Картонный «Восточный щит»

Ксения Воробьёва

Польша и страны Прибалтики планируют заминировать границы с Россией и Беларусью

Британцы вернулись к делению людей по цвету кожи

Олег Зинченко

Для белых христиан наказание за преступление будет строже, чем за аналогичное для азиатов.

«Коалиция нежелающих»

Анатолий Заусайлов

Саммит в Париже в поддержку Украины завершился, по сути, ничем

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также