Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
Депутаты обсудили ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов
Автор Елизавета Елисеева
В Государственной Думе прошло совместное заседание профильных комитетов ГД по проблемам на рынке нефти и нефтепродуктов, организованное по поручению Председателя ГД. Открывая встречу Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по энергетике, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по энергетике Павел Завальный отметил, что нефтепереработка в нефтяной отрасли развивается достаточно быстро: глубина переработки благодаря модернизации НПЗ существенно увеличилась и составляет 86 % с тенденцией роста, при этом производятся нефтепродукты высоких экологических классов в объемах, достаточных для обеспечения внутреннего рынка и экспорта. Модернизация будет продолжаться, и важно обеспечить компаниям механизмы поддержки таких программ и сохранение рентабельности переработки, включая производство нефтепродуктов для внутреннего рынка.
Однако, несмотря на достаточные объемы производства и запасы топлива на внутреннем рынке, периодически возникают кризисы и с ценами на нефтепродукты, и с объемами их предложения и спроса. Это указывает на необходимость более тщательной и тонкой «подстройки» регулирования и нормативной базы отрасли, чтобы обеспечить своевременную доставку нефтепродуктов потребителю, учитывая сезонное повышение потребления.
Выступая на совместном заседании комитетов Государственной Думы, Павел Сорокин, Первый заместитель Министра энергетики РФ, сообщил, что на текущий момент внутренний рынок обеспечен бензином и дизельным топливом, а их цены в розничном сегменте остаются стабильными. С начала года розничные цены на автомобильный бензин на АЗС выросли на 2,9–3,2 %, а на дизельное топливо на 2,3 % при инфляции в 4,8 %.
Объемы среднесуточной переработки сегодняшнего дня, после завершения внеплановых ремонтов НПЗ, подвергшихся атакам вражеских беспилотников в начале года, на 4 % выше уровня июля прошлого года — главным образом благодаря предприятиям ВИНК. Ожидаемый выход из ремонта еще двух заводов увеличит этот показатель. Удалось создать значительные запасы бензина и дизельного топлива: они значительно превышают среднеисторические показатели, несмотря на пик спроса.
Объемы реализации топлива на СПбМТСБ находятся на достаточном уровне. Суточные биржевые продажи бензина на 12 % выше уровня июля 2023 г., но при этом на 12 % ниже уровня июня 2024 г. Объем биржевых продаж дизеля выше прошлогоднего июля на 37 %, но на 10 % ниже уровня июня 2024 г. Ведется работа по увеличению предложения на бирже именно АИ-95, с которым были определенные проблемы, а также по ускоренной доставке этого продукта железнодорожным транспортом.
Временные локальные проблемы с отгрузками нефтепродуктов уже решены благодаря активной совместной работе Минэнерго, Минтранса России и РЖД. Ведется системный мониторинг ситуации с целью недопущения затоваривания НПЗ и, как следствие, снижения производства нефтепродуктов.
Минэнерго и ФАС отслеживают динамику цен на топливо на АЗС и для сельхозпроизводителей. Ситуация стабильная, проблем с поставками топлива для аграриев нет. Изменение цен на него в мелкооптовом сегменте рынка в 2024 году не превышает темпов инфляции: как с начала проведения полевых работ, так и относительно окончания сезона в 2023 году.
Один из важных моментов, требующих решения, — сохранение текущего приоритета перевозок нефтепродуктов по железной дороге для внутреннего рынка. Рынок видит риск повторения ситуации прошлых осени и зимы, когда проблема вывоза нефтепродуктов с НПЗ была одной из основных причин разгрузки заводов и снижения предложения моторного топлива на внутреннем рынке. Сейчас ситуацию удается удерживать благодаря «ручной работе», но в связи с летним сезоном она опять ухудшается. Минэнерго России считает крайне необходимым на бессрочной основе закрепить приоритетность перевозки и погрузки/разгрузки нефтеналивных грузов и нефтехимической продукции на уровне 3-й группы для недопущения проблем в будущем.
Следующий аспект — разработка дополнительных мер регулирования экспорта, включая предотвращение «серого» экспорта топлива, в том числе через страны ЕАЭС. Принято принципиальное решение продлить запрет на экспорт бензина из России на сентябрь–октябрь. Требуется усовершенствовать механизмы экспорта нефтепродуктов на основе накопленного за этот год опыта, чтобы избежать необходимости постоянного ручного управления. Задача регулирования — не допускать влияния кризисов на мировых топливных рынках на ситуацию с нефтью и нефтепродуктами внутри России, особенно в условиях международной напряженности.
Павел Завальный отметил важность ускорения развития мало- и среднетоннажного СПГ и перевода на этот вид топлива крупногрузного коммерческого транспорта и карьерной техники, которые являются крупными потребителями автомобильного топлива. Одним из сдерживающих факторов сегодня является недостаток техники на СПГ, и здесь может помочь сотрудничество с белорусскими производителями. Эти вопросы будут обсуждаться в сентябре этого года на совместном заседании комиссий Парламентского Собрания Беларуси и России. Также Павел Завальный анонсировал проведение совместного круглого стола комитетов Государственной Думы по энергетике, по экономической политике и по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в осеннюю сессию Государственной Думы. На нем планируется обсудить экономические и налоговые меры стимулирования замещения моторного топлива СПГ.
Одним из факторов стабилизации рынка нефти и нефтепродуктов, требующим слаженной работы профильных силовых структур и законодателей, является повышение безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры. Увеличение атак вражеских беспилотников на НПЗ с начала 2024 года подтвердило своевременность этой работы и необходимость ее продолжения в тесном взаимодействии с профильными органами исполнительной власти и силовыми структурами.
Уже приняты изменения в Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», которые наделяют ведомства, обеспечивающие физическую защиту объектов ТЭК, и подразделения транспортной безопасности правом противодействия беспилотным аппаратам. Сейчас готовится к внесению законопроект, который предоставит корпоративным службам безопасности компаний ТЭК право использовать РЭБ для воздействия на бортовые приемники сигналов систем навигации БПЛА. Павел Завальный является одним из авторов этого документа.