Дмитрий Песков: Россию ждет «островизация»
Спецпредставитель президента России написал о самом вероятном сценарии развития страны
— Условием выживания любой крупной страны в ближайшие десятилетия будет достижение технологического суверенитета. Это когда вам никто Apple Pay на телефоне отключить не может. А отсутствие технологического суверенитета — это когда в любую секунду мессенджер, в котором вы сейчас чатитесь, может быть выключен. Раньше это воспринималось как фантастика, а сегодня это реальность, риск и угроза. В 2020 году мир фактически обнулился. И сейчас одновременно реализуются четыре сценария развития. «Новый левый национализм», — это лозунги «отнять и поделить», равенства и примата национальной экономики. «America first», «India makes», «Китай превыше всего» и так далее. Сценарий построения «Зеленого посткапитализма» подразумевает уход от модели прямого зарабатывания денег и внимание к экологии, углеродный след. «Островизация» - разделение крупных техноэкономических блоков. «Период полураспада» - когда мы входим в период распада международных институтов, — пишет он.
И прогнозирует, что наиболее вероятный сценарий в ближайшие годы — «Островизация».
— Практически гарантированно — сворачивание глобализма и конец глобальной системы безопасности XX века. Перезагрузка глобальных технологических рынков, национализация техстандартов, релокализация производства критических товаров. То есть страны, все крупные техноэкономические блоки захотят производить еду, лекарства и все остальное на своей территории. Это то, что происходит прямо сейчас. Что нам предстоит? Технологический суверенитет — это реализация части нашего сценария про то, как построить собственный «остров», на котором мы принимаем решения, мы за них отвечаем. Это главная история на ближайшие 10 лет для нас, а еще для таких стран, как США, Китай, возможно — для Индии, — уверен Песков.
— Технологический суверенитет — это фундаментальная устойчивость, дополнительный эквивалент стоимости. Сегодня у вас есть деньги, и вы можете все что угодно поменять на деньги. Так было до весны 2022 года. Но смысл состоит в том, что помимо обычных денег на эту позицию претендуют криптовалюты, энергия, углеродный след и технологии. Это означает, что роль технологий становится настолько большой, что продавать их за деньги — преступление. Вы технологии меняете на фантики или на крипту, что еще хуже, чем фантики. Поэтому будущее — это, конечно, зеркальные сделки. У кого-то нужный нам процессор, а у нас есть нужные ему ракеты. Давайте мы ракеты поменяем на процессоры. Технологический суверенитет — это не изоляция. Это сильная переговорная позиция при выстраивании альянсов с другими странами. У вас либо есть обменный фонд, либо нет, - продолжает он.
И видит будущее не за стартапами, а за инженерными командами.
— Самое главное во всей этой истории — кто главный герой, который этот самый технологический суверенитет создает. В разные периоды истории это были купцы, исследователи, финансисты. Сейчас заканчивается эпоха стартапов. Мое глубокое убеждение, что будущее за инженерными командами, за теми, кто способен создавать устойчивые сложные инженерные системы», — резюмирует автор.