«Восточное партнерство» без рисков
Белорусскую делегацию на саммите в Брюсселе возглавил министр иностранных дел РБ Владимир Макей
Объективно: до «глубоких системных результатов» в сотрудничестве с Западом пока далеко. Хотя Евросоюз для Беларуси - второй по значимости торговый партнер после России, но ветер перемен только начал теплеть после серьезной «заморозки» в 1990-х. Поворотом к «оттепели» стали переговоры «нормандской четверки»: Владимира Путина, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Петра Порошенко в столице Беларуси в феврале 2015 года. После чего активизировалась работа Минска и Брюсселя. Главная их цель - заключить базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Вехи на пути нормализации отношений - июньская сессия ОБСЕ в Минске, недавний визит в Беларусь министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля и его встреча с Александром Лукашенко.
Формат «Восточного партнерства» изначально должен был усилить интеграцию между ЕС и постсоветскими странами - Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью. Цели благие - облегчить условия для бизнеса и укрепить взаимное доверие. Теоретически это белорусам выгодно, хотя при условии, которое озвучил МИД РБ: чтобы «Восточное партнерство» оставалось неполитизированным, ненаправленным против кого-либо.
Как все это проецируется на отношения Беларуси и России, сказал Владимир Макей:
- Никаких рисков для России наше стремление к сближению с Германией и ЕС не несет. Наоборот, чем стабильнее будет Беларусь, тем стабильнее будет ситуация в регионе. Германия никогда не ставила в отношении Беларуси вопрос: вы с Востоком или с Западом? И мы никогда не говорили, что собираемся развивать отношения с Европой за счет России или наоборот. Мы говорили, что хотим иметь нормальные отношения и с Востоком,
и с Западом, понимая, что находимся на стыке.