Наказание за оскорбление инвалидов предлагают ужесточить
Унижение человека с ограниченными возможностями может грозить виновнику сроком лишения свободы до 5 лет, а в лучшем случае – штрафом до 500 тыс. рублей^ сообщается на сайте газеты "Известия".
Как признается Петров, о проблеме решения незащищенности людей с ограниченными возможностями он думал не раз, однако точкой невозврата стала история с сестрой топ-модели Натальи Водяновой.
- Вопрос об отношении общества к людям с инвалидностью – своеобразный экзамен на зрелость. В стране, где к особенным гражданам относятся без уважения и понимая, невозможно относиться как к цивилизованной, - возмущается Петров. – Россия сейчас находится на пути к модернизации, и мы обязаны максимально гуманизировать сферу общественной жизни и в особенности поменять отношение граждан к людям с ограниченными возможностями.
Напомним, общественный резонанс вызвал инцидент, произошедший 11 августа 2015 года в Нижнем Новгороде c Оксаной Водяновой, обладающей особенностями развития – это аутизм и детский церебральный паралич (ДЦП). Девушка и сопровождавшая ее няня зашли в шашлычную «Фламинго», чтобы выпить воды, но были вынуждены уйти, так и не дождавшись своего заказа. Как сообщают потерпевшие, без каких бы то ни было законных причин директор кафе не просто попросил нежеланных гостей покинуть заведение, но и позвал на подмогу сотрудников частного охранного предприятия, обеспечивающего безопасность в парке.
Поправки предлагается внести в статью №282 УК, а также в статью 5.61 КоАП РФ. Согласно действующему законодательству, за «возбуждение ненависти либо вражды, а ровно унижение человеческого достоинства», совершенные публично или с использованием СМИ (ст. 282 УК) можно получить максимальное наказание – штраф в 500 тыс. рублей или срок тюремного заключения до 5 лет – только в случае наличия в «деле» отягчающих обстоятельств. Тяжким преступление будет являться, если оно совершено «организованной группой», «лицом с использованием служебного положения» или «с применением насилия или с угрозой ее применения».
К слову, последний факт - применения насилия - если будет доказан, может быть решающим в деле о сестре Натальи Водяновой. Следственный комитет начал расследование инцедента, на время разбирательства кафе закрыли.
Действующее административное наказание за непубличное оскорбление, то есть «унижение чести и достоинства» человека (ст. 5.61 КоАП РФ), влечет для физических лиц незначительный штраф в 1-3 тыс. рублей; для должностных – от 10 до 30 тыс. рублей, для юрлиц – от 50 до 100 тыс. рублей.
В свою очередь Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов считает, что инцидент в Нижнем Новгороде – не повод ужесточать законодательство. Он уверен, что каждому гражданину нужно прислушаться к здравому смыслу.
- Это вопрос повышения сознательности и совестливости. Общество должно бойкотировать бессердечных людей, позволяющих себе подобные издевки. Мы боремся за правильное, человеческое отношение к людям (особенно к детям) с ограниченными возможностями. Это не легко, так как многие воспитаны по-другому! Но мы боремся, - cказал Астахов. - Надо призывать все общество не допускать хамства, грубости, насмешек в отношении особенных людей и детей. Они чаще всего лучше всех нас, потому что отмечены Богом и живут тяжело, но честно, и борются со своим недугом.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников сказал, что инициатива регионального парламентария будет рассмотрена. В то же время депутат нижней палаты уверен, что ужесточать следует только административное наказание.
- Любой человек вне зависимости от того, инвалид он или нет, не должен быть оскорблен, и вправе знать, что его могут защитить в случае чего. Поэтому считать преступление в отношении инвалидов отягчающим обстоятельством не приходится. Репрессивными мерами культуру не привить, - считает Калашников. - Ужесточить административные штрафы, однако, можно, но нужна серьезная проработка вопроса. Каковы квалификационные признаки проступка? Видел ли человек-виновник то, что оскорбил он человека с ограниченными возможностями? Инвалид 2 группы с эндопротезом может зайти в кафе и никто не узнает о том, какие у него есть физические особенности. Если инициатор поправок проработает проект закона, то нововведение будет положительно.