The Diplomat: Россия и Китай начали «схватку» за Казахстан
В последние несколько лет Китай стал конкурировать с РФ за влияние в Центральной Азии, в частности в Казахстане, пишет аналитик издания The Diplomat.
Кроме прочего, Россия стремится расширить свое присутствие в Казахстане и в атомной отрасли, а также инвестирует в развитие электроэнергии, например участвуя в проекте реконструкции Экибазстузской ГРЭС-2 с присоединением к ней двух энергоблоков. Россия остается сильным партнером для Казахстана и в военных и космических отраслях, примером этому служит крупнейшая сделка на поставку из России пяти ЗРК S-300PS на безвозмездной основе, а также сотрудничество Роскосмоса и его казахстанского аналога Казкосмоса. Кроме того, стоит отметить и вступление России, Казахстана и Белоруссии в Евразийский экономический союз в январе 2015 года.
Что касается интересов Китая в Казахстане, то прежде всего стоит отметить стремление КНР получить доступ к ресурсам Казахстана (нефть, газ и уран) и обеспечить надежный транзит туркменского газа. Китай также заинтересован в развитии Синьцзян-Уйгурского автономного района с помощью межрегионального сотрудничества, дорожной и железнодорожной инфраструктуры. Пекин нацелен и на расширение объемов китайской продукции на рынках Казахстана, а также планирует «наложить на Астану экономические обязательства благодаря финансовой помощи и кредитам, а также углубить культурные связи и „влиять на новое поколение элиты“, говорится в статье.
Кроме того, совершенно очевидно, что Китай надеется стать постоянным игроком в плодотворных прикаспийских нефтяных проектах, пишет аналитик. Он отмечает, что Китай обеспечивает надежные инвестиции для Казахстана — по данным Национального банка Республики, 9% всех прямых иностранных инвестиций в Казахстан принадлежат Китаю и 5,4% — России, что означает преобладающие доминирование Китая в сфере инвестиций, пишет аналитик. Однако в связи с таким возрастающим влиянием КНР на регион в Казахстане наблюдается растущее беспокойство по поводу „китайской угрозы“, что дает повод для возможных протестов в Киргизии и Узбекистане. Чтобы противостоять этому, Пекин проводит определенную стратегию, чтобы улучшить свой имидж, используя культурные и образовательные программы.
Однако основной проблемой китайской стратегии является его чрезмерная гибкость, которая, по сути, неэффективна и порождает стереотип „китайской угрозы“. Казахстан опасается любой зависимости от китайского импорта и снижения внутренних отраслей промышленности, таких как текстиль и обувь. Жесткая конкуренция между китайскими и казахстанскими производителями проявляется на местных рынках, где половина оборота может оказаться под контролем китайских интересов.
Таким образом, с одной стороны, российские и казахстанские лидеры имеют прочные связи, и ЕАЭС направлено на их укрепление. С другой стороны, Астана нуждается в привлечении финансов из КНР. По мнению аналитика, Казахстан будет лавировать между Китаем и Россией, стараясь не быть на 100% втянутым в чью либо сферу влияния. И все же, говорится в статье, в настоящее время в рамках Концепции внешней политики Республики Казахстан в 2014-2020 годах, а также в соответствии с Договором о добрососедстве и союзничества в 21 веке, основным партнером Казахстана остается Россия.