САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

Работаем ради людей, а не ради документов, - Григорий Рапота

В этом году исполняется 15 лет с момента создания Союзного государства России и Беларуси. Событие дает возможность подвести предварительные итоги деятельности интеграционного объединения на евразийском пространстве. Каковы главные вехи становления Союзного государства? Чему научил нас опыт совместного проживания? С этих вопросов началась беседа обозревателя журнала «Российская Федерация сегодня» с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой.

Григорий Рапота: При оценке дея­тельности Союзного государства вряд ли требуется приводить большое ко­личество цифр, фактов, других ста­тистических данных, свидетельству­ющих о том, насколько эффективной была работа нашего межгосударствен­ного союза. Да, это важно, но куда ве­сомее не сухой язык отчета, а ответ на главный вопрос: состоялось ли Со­юзное государство? Получилось ли у нас жить в общей системе межгосу­дарственных отношений, ощутили ли люди, россияне и белорусы, преиму­щества совместной жизни, уютно ли им находиться в таком едином эко­номическом, социальном, правовом, культурном пространстве?

Практически во всех сферах дея­тельности Союзного государства — экономической, социальной, полити­ческой, военно-технической, научной, образовательной, информационной и культурной — мы добились резуль­татов. Что касается социальной сфе­ры, то окончательно решен вопрос свободы передвижения граждан двух стран. Сегодня, проезжая на автомо­биле или поезде, вы даже не заметите, как пересекли российско-белорусскую границу. А еще несколько лет назад по автостраде М-1 из Москвы в Минск и обратно вас могли остановить на гра­нице для досмотра. Возможность без всяких помех передвигаться по терри­тории Союзного государства — резуль­тат подписанных на высшем уровне крупных межгосударственных согла­шений, направленных на дальнейшее развитие интеграционных связей.

Кроме того, жители двух стран мо­гут без всяких ограничений работать в той или другой стране, получать медицинские услуги, выбирать место жительства, приобретать собствен­ность, объекты недвижимости, арен­довать жилье, учиться в российских и белорусских вузах, иметь равные права на социальное обеспечение. И, это главное — комфортное пребыва­ние граждан России и Беларуси друг у друга, ведь в конечном итоге вся наша деятельность направлена на то, чтобы люди чувствовали себя как дома.

Во многом благодаря деятельности Союзного государства получило уско­рение военное сотрудничество. В част­ности, создано такое формирование, как региональная группировка войск, которая в случае необходимости под­падает под единое командование и со­обща выполняет поставленные задачи. Регулярно проводятся совместные во­енные учения.

В экономической области продол­жается согласование балансов интере­сов в промышленности и в экономике в целом. Научились общими усилиями более точно прогнозировать социаль­но-экономическое развитие Союзного государства, гармонизировать нор­мативные акты, стандарты и другие процедуры ведения бизнеса. Успешно реализуются союзные программы. Наконец, создано единое таможенное пространство, позволяющее резко интенсифицировать экономические связи. Сейчас вопросы таможенного регулирования переданы в «тройку» (Россия, Беларусь, Казахстан).

РФС: Но изначально все начиналось именно в правовом поле Союзного го­сударства. Думается, без опыта такого интеграционного сообщества было бы сложно выстроить «здание» нынешне­го Таможенного союза...

Григорий Рапота: Разумеется, эти на­работки стали базой для многих норм Таможенного союза. Например, единая автоматическая система учета, кото­рая существовала в рамках Союзно­го государства — по взаимодействию двух таможенных служб. Теперь эти нормы действуют на территории боль­шой «тройки».

Союзное государство является своеобразным пилотным проектом в инте­грационном процессе по формирова­нию Евразийского экономического со­юза и в целом в странах Содружества независимых государств. Здесь «обка­тываются» многие технологии такого взаимодействия, которые потом берут­ся на вооружение другими интеграци­онными структурами.

РФС: Вы упомянули про общее обра­зовательное пространство. Недавно в группе российских журналистов я побывал в ряде белорусских вузов и встретился там со студентами из Рос­сии. Никто не жаловался на какие-то большие отличия в процессе обучения, на некие дискриминационные усло­вия приема в белорусские вузы. Един­ственная просьба — отладить систему проверки знаний.

Григорий Рапота: Все прекрасно пони­мают, что именно молодежь будет фор­мировать образ Союзного государства, решать практические задачи. Это буду­щее нашего Союза. Поэтому сотрудни­чество в области образования является для нас приоритетным направлением. Существуют единые правила для по­ступления россиян в белорусские вузы и белорусов — в российские высшие учебные заведения. Однако вы правы, есть некоторые технологические осо­бенности. В России, как известно, дей­ствует ЕГЭ, в Беларуси так называемое Централизованное тестирование.

Но это не меняет сути. Системы вро­де бы разные, но тестовая основа одна. Нам необходимо было минимизировать потери при проверке знаний, исклю­чить ошибки в выборе абитуриентов.

Выход нашли. Не вдаваясь в дета­ли, скажу, что были приняты решения, позволяющие белорусским юношам и девушкам пройти ЕГЭ по определен­ной схеме, более близкой к той, к ко­торой привыкли ребята у себя дома, а россияне проходят тестирование с учетом особенностей ЕГЭ.

РФС: Если мы смогли договориться об оказании бесплатной срочной меди­цинской помощи, то о долгосрочном лечении, использовании возможностей страховой медицины пока нет. Видимо, вопрос упирается в финансирование?

Григорий Рапота: Не только. Как из­вестно, все граждане Беларуси, прожи­вающие постоянно в России, пользу­ются всеми возможностями медицин­ского обслуживания. Как и россияне. Проблема актуальна для временно пребывающих белорусских граждан. Им действительно пока оказывают на бесплатной основе только срочную ме­дицинскую помощь. Для стационарно­го, амбулаторного лечения нужна стра­ховка. Вот тут-то и возникают пробле­мы. Они пока не решены, но мы на­мерены активизировать этот процесс и наконец-таки наладить механизм взаимного медицинского страхования.

РФС: А в области культуры?

Григорий Рапота: Тут нет необхо­димости гармонизировать законода­тельство или иные правовые акты. В данном случае более актуален чисто количественный показатель: чем боль­ше культурных контактов, встреч, кон­курсов и других совместных меропри­ятий, чем больше совместных работ в кино, в театре, работ по изучению истории и т.п., тем и россияне проникнутся нашей об­щей историей, поймут и оценят на­циональные традиции. Здесь не обяза­тельно использовать ресурсы только Союзного государства. Наши культур­ные обмены и без этого находятся на высоком уровне. Но, разумеется, его потенциал открывает новые возмож­ности для расширения культурного сотрудничества.

К примеру, Союзное государство участвует в проведении молодежных, детских форумов, что стало уже усто­явшейся практикой. Мы оказывали содействие, финансово поддерживали постановку кинофильма «Брестская крепость». Регулярно проводим кон­курсы молодых авторов, прозаиков и затем издаем книги на белорусском и русском языках. Мы выпускаем книги, которые могут быть рекомендованы к преподаванию в школах и вузах в каче­стве хрестоматии: об истории россий­ско-белорусских отношений и станов­ления белорусского государства. «От Москвы до Бреста» — так называется книга, выпущенная по заказу Постоян­ного комитета СГ. Не так давно прошел конкурс на лучший урок истории для молодых учителей средних школ по теме Первой мировой войны. И таких примеров можно приводить много.

РФС: Вскоре в полную силу заработа­ет Евразийский экономический союз, который вобрал в себя многие аспек­ты деятельности Союзного государ­ства. В связи с появлением новой ин­теграционной структуры можно ли го­ворить о свертывании строительства Союзного государства или речь идет о выработке новых условий и правил жизни в пределах этого союза? Не от­падет ли необходимость в его дальней­шем существовании?

Григорий Рапота: Если ЕАЭС пред­ставляет собой в первую очередь экономический союз, то Союзное го­сударство охватывает более широкий спектр деятельности. Это и решение социально-бытовых проблем, и равное обеспечение прав и свобод граждан России и Беларуси, и культурное со­трудничество, и равный доступ к услу­гам образования, медицины, страхова­ния и многое другое. Так, недавно про­шла совместная коллегия министерств иностранных дел России и Беларуси, на которой рассматривался и был ут­вержден согласованный план действий в области внешней политики.

Думаю, в условиях, когда каждое го­сударство проводит самостоятельную национальную внешнюю политику, умение договориться по главным во­просам внешнеполитического курса, согласовать общую линию поведения в этой сфере, учет взаимных интере­сов — огромное достижение, чему в не­малой степени содействовало Союзное государство. Особенно это проявляет­ся при выработке позиции в ООН, в других международных организациях.

Но это отнюдь не означает, что в рамках «двойки» мы ушли от решения общих вопросов экономики. Мы гото­вим под эгидой Союзного государства экономические форумы, приглашаем на них представителей ЕАЭС. Если ка­кие-либо проекты не найдут примене­ния в Евразийском экономическом со­юзе, но могут быть полезны для России и Беларуси, мы всегда готовы брать их в работу. Со своей стороны намерены предлагать экономическому сообще­ству новые идеи, проекты, планы.

Союзное государство, на мой взгляд, может выступать в качестве своеобразного полигона по отработке новых инновационных решений, вне­дрения современных технологий. Так что степень востребованности Союз­ного государства в сфере экономики будет только нарастать. Это объектив­ный процесс. Мы заинтересованы в ди­намичном развитии ЕАЭС и с удоволь­ствием передадим ряд функций туда, где они будут лучше исполняться. Тем более опыт нами накоплен немалый — есть чем делиться. Взять хотя бы область таможенного регулирования. Многие наработки попали в зону инте­ресов ЕАЭС и теперь начинают актив­но разрабатываться в новой структуре.

РФС: Конституционный акт, который помог бы решить целый ряд вопросов по согласованию единой внешней, промышленной, финансовой политики, единого транспортного пространства, государственного управления пока не принят. Что затрудняет этот процесс?

Григорий Рапота: Этот документ в со­ответствии с Договором может быть принят в том случае, когда будет ре­шен целый ряд поставленных перед нами задач. Он — венец интеграци­онных процессов. Таких нерешенных задач осталось еще немало. Часть их находится на стадии завершения, к другим еще только подступаемся. Есть и такие проблемы, которые существу­ют только в планах. Например, согла­сование промышленной политики или создание единого транспортного про­странства. Тут мы только в начале пу­ти. Иными словами, вначале надо раз­рубить эти проблемные узлы и лишь затем переходить к завершающему этапу интеграционного объединения.

РФС: Если этот Основной закон бу­дет все же принят, то мы, вероятно, изберем модель развития Союзного государства как широкого межгосу­дарственного интеграционного объ­единения с едиными паспортами, гражданством, деньгами, социальными обязательствами, ценовой политикой, с единой системой государственного управления и проч. Или нам ближе курс, аналогичный структуре Евро­пейского союза?

Григорий Рапота: Разумеется, если будет создано единое государство, то при наличии общего гражданства поя­вится и необходимость новых паспор­тов, других документов и атрибутов, свидетельствующих о новом межго­сударственном статусе. Я бы не стал сравнивать его с СССР или ЕС, как это часто делают некоторые журналисты и эксперты. Нам не нужны умозри­тельные схемы. Мы можем спрогно­зировать все, что угодно, составить самые замечательные документы. Но станут ли эти умозаключения реаль­ностью — большой вопрос.

Не надо втискивать себя в заранее определенные схемы или слепо копи­ровать опыт интеграционных союзов. Мы для чего работаем: для документа как такового или ради людей? Какие у нас задачи? Ставить галочки в от­четах или создавать в реальной дей­ствительности единое комфортное жизненное пространство для граждан наших государств? Без спешки, суеты и рапортов. Время часто диктует со­вершенно иные решения. Не исклю­чаю, что, может, потребуется принять не Конституционный акт, а некий иной документ, фиксирующий новое состояние дел в Союзном государстве и ставящий новые задачи.

РФС: Идея введения единой валюты по-прежнему остается актуальной?

Григорий Рапота: На мой взгляд, сле­довало бы назвать такую будущую денежную единицу не единой валю­той, а единым платежным средством.

Стоит ли Союзу, давайте задумаемся, идти по пути создания какой-то новой валюты? Нарисовать купюры можно быстро — а толку? В настоящее время основным платежным средством яв­ляется российский рубль. Абсолютное большинство всех сделок происходит в российских деньгах. Разве это мешает белорусским рублям нормально функ­ционировать на внутреннем рынке? Имеет ли смысл форсировать форми­рование единой денежной валюты? Не начинаем ли мы вновь выдумывать не­кие кабинетные схемы?

Жизнь все расставляет по своим местам. Если рубль будет достаточно прочным, если он и дальше будет пози­тивно проявлять себя во взаиморасче­тах, то вполне возможно, что он сможет занять новые высоты, перейдя, скажем, в сферу социально-бытовых отноше­ний, потребительского рынка и т.п.

При этом нельзя с ходу отбрасывать и идеи введения нового единого пла­тежного средства, как иногда говорят, белорусско-российского рубля. Но по­ка нас удовлетворяет нынешнее поло­жение. Мой подход — идти от практики. Если идея жизнеспособна, на деле дока­зывает свою пригодность, то ее следует реализовывать. Не приживается — так тому и быть. Тогда нужно выдвигать иные, более «профпригодные» задумки.

РФС: Может ли Россия, по вашему мнению, использовать опыт Беларуси по созданию национальной платежной системы? Как известно, в Беларуси успешно действует система БЕЛКАРТ, которая в будущем вполне могла бы стать основной платежной системой Союзного государства.

Григорий Рапота: Сам по себе бело­русский опыт очень интересен. Это не просто собственный националь­ный удобный платежный инструмент, но в какой-то мере решение проблем финансовой безопасности государ­ства. Общеизвестный демарш Visa и MasterCard, на несколько дней отка­завшихся обслуживать карточки со своим логотипом в нескольких рос­сийских банках, серьезный урок. До­пускаю, что переход на некие платеж­ные средства типа БЕЛКАРТ в рамках Союзного государства вполне реален. При этом могут беспрепятственно функционировать собственные наци­ональные платежные системы. Этот опыт Беларуси очень ценен, и его надо максимально использовать.

Есть много примеров такого эффек­тивного использования опыта. Суще­ствует немало областей совместной деятельности, где его можно было бы грамотно использовать. Например, нам очень пригодился бы белорусский опыт при решении проблемы взима­ния дорожных платежей для грузового транспорта, а также для иностранных автомобилей. Существующая система не предполагает таких громоздких механизмов, как шлагбаумы и платеж­ные терминалы и находящийся на них персонал, оплаты за проезд наличны­ми. Все это создает очереди. В Беларуси введена самая совре­менная система взимания платежей. Водитель грузовика платит опреде­ленную сумму за электронную кар­точку и свободно едет по дорогам без ненужных остановок. Почему бы в России не внедрить такой опыт? У нас была бы единая система взимания до­рожных платежей, что отрегулировало бы движение грузового транспорта и пополнило бюджет. Сейчас над этой проблемой работаем, и, надеюсь, в ближайшее время она найдет какое-то решение.

РФС: Причем затраты небольшие, эко­номия налицо.

Григорий Рапота: Конечно, высвобож­дается много лишних функций. Допу­стим, не нужно такое огромное коли­чество обслуживающего персонала — исключается использование денежной наличности при взимании платежей и тем самым, в частности, наносится удар по коррупции: ведь нет никаких прямых финансовых контактов между клиентами и служащими.

РФС: Союзные программы, пожалуй, наиболее конкретное воплощение идей Союзного государства. Дости­жения у всех на слуху. Взять хотя бы такое российско-белорусское детище, как суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД», созданный по союзной программе. Од­нако были и проблемы. Чему научил пятнадцатилетний опыт их решения?

Григорий Рапота: За время существо­вания Союзного государства было реа­лизовано более 50 союзных программ. Большинство их находится не столько в экономической, сколько научно-тех­нической плоскости. Главной задачей является создание инновационного продукта: новых технологий, матери­алов, сортов растений, лекарственных препаратов, методов лечения и проч. Отдача от них большая, но ее очень трудно измерить в деньгах, так как все зависит от степени внедрения в промышленности. И соответственно, от уровня прибыли.

Тем не менее, мы вправе говорить об эффективности программ, так как за прошедшие годы была создана вполне конкретная инновационная продукция или найдены наиболее оп­тимальные пути по реализации проек­тов. Ценность и уникальность таких разработок, финансируемых Союзным государством, еще и в том, что это со­вместный продукт российских и бело­русских ученых.

РФС: Сейчас в рамках союзных про­грамм реализуется четырнадцать про­грамм, направленных на освоение космоса, создание уникальных лекар­ственных средств, высоких технологий и т.п. Что на подходе?

Григорий Рапота: Назову такие точки приложения сил, как микроэлектро­ника, космос, медицина, сельское хо­зяйство, создание новых материалов, новейших технологий, туризм.

РФС: Кстати, о туризме. Сейчас мно­го говорят о введении единой визы Союзного государства, что позволило бы резко повысить туристические по­токи в обе страны. Иностранным го­стям трудно понять, почему им всякий раз надо получать отдельные визы в Россию и Беларусь, хотя существует единое Союзное государство с общей визовой политикой. Скажем, зачем гражданину соседней Литвы, законно проживающему в России (по виду на жительство), приобретать в посольстве Беларуси транзитную визу, чтобы про­ехать по территории этой страны?

Григорий Рапота: Вы не первый, кто поднимает эту тему. Действительно, явная нестыковка. Между тем вопрос очень важный, так как свобода пере­движения иностранных граждан по территории Союзного государства по единой визе живое доказательство его действенности. Это существенно под­няло бы авторитет «двойки». Предло­жение сейчас рассматривается МИДа­ми двух стран. Надо лишь набраться терпения и подождать результатов.

РФС: Как вы оценили бы состояние межрегионального экономического сотрудничества? Насколько успешно оно развивается?

Григорий Рапота: В России трудно найти регион, который напрямую не сотрудничает с белорусскими обла­стями. Это важнейший элемент реали­зации проекта под названием Союзное государство. За 15 лет подписано свы­ше 200 межрегиональных соглашений. Как всегда, очень активно взаимодей­ствуют соседние с Республикой Бе­ларусь регионы, но, как показывает статистика, не они первенствуют в рейтинге российских областей, кото­рые завязали тесные экономические отношения с белорусскими областями.

Например, Тюменская область яв­ный лидер в межрегиональном эконо­мическом сотрудничестве — регион, напомню, отдаленный от Беларуси на тысячи километров. И с каждым го­дом число регионов и, соответственно, количество подписанных договоров и соглашений растет. Даже далекий Камчатский край не отстает. В Петропавловске-Камчатском, к примеру, — одно из самых больших белорусских землячеств в России. Ну, а Смоленской и Псковской областям, как говорится, сам Бог велел плодотворно сотрудни­чать, и соседи, должен сказать, умело пользуются такой близостью.

В 2014 году в Минске прошел пер­вый Форум регионов Беларуси и Рос­сии. В следующем году он состоится в Великом Новгороде.

РФС: В целом как бы вы оценили перспективы развития Союзного го­сударства?

Григорий Рапота: У Союзного госу­дарства есть будущее. Есть политиче­ская воля руководства двух стран. Но самое главное, есть воля народов. По­смотрите на социологические иссле­дования, которые регулярно проводят российские и белорусские ученые. Все они отмечают высокий уровень дове­рия россиян к белорусам и белорусов к россиянам. По данным последнего опроса ВЦИОМ на тему российско-белорусской интеграции, граждане России, в частности, считают Бела­русь самым надежным партнером на внешнеполитической арене. В услови­ях санкций это дорогого стоит.

Сейчас готовится документ о пер­спективных направлениях развитии Со­юзного государства на среднесрочный период — до 2017 года. Он подготовлен и, видимо, будет утвержден на Высшем Государственном Совете. Это четкий план действий. Понятны цели и задачи, открыт простор для инициативы.

За минувшее пятнадцатилетие Союзное государство добилось многого и, главное, сумело сделать жизнь белорусов и россиян более комфортной, необременительной, свободной. Уверен, каждый последующий год будет приносить нашим народам новые свершения.

Беседовал Николай Лашкевич

Источник: "Российская Федерация Сегодня"

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также