САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

Работаем ради людей, а не ради документов, - Григорий Рапота

В этом году исполняется 15 лет с момента создания Союзного государства России и Беларуси. Событие дает возможность подвести предварительные итоги деятельности интеграционного объединения на евразийском пространстве. Каковы главные вехи становления Союзного государства? Чему научил нас опыт совместного проживания? С этих вопросов началась беседа обозревателя журнала «Российская Федерация сегодня» с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой.

Григорий Рапота: При оценке дея­тельности Союзного государства вряд ли требуется приводить большое ко­личество цифр, фактов, других ста­тистических данных, свидетельству­ющих о том, насколько эффективной была работа нашего межгосударствен­ного союза. Да, это важно, но куда ве­сомее не сухой язык отчета, а ответ на главный вопрос: состоялось ли Со­юзное государство? Получилось ли у нас жить в общей системе межгосу­дарственных отношений, ощутили ли люди, россияне и белорусы, преиму­щества совместной жизни, уютно ли им находиться в таком едином эко­номическом, социальном, правовом, культурном пространстве?

Практически во всех сферах дея­тельности Союзного государства — экономической, социальной, полити­ческой, военно-технической, научной, образовательной, информационной и культурной — мы добились резуль­татов. Что касается социальной сфе­ры, то окончательно решен вопрос свободы передвижения граждан двух стран. Сегодня, проезжая на автомо­биле или поезде, вы даже не заметите, как пересекли российско-белорусскую границу. А еще несколько лет назад по автостраде М-1 из Москвы в Минск и обратно вас могли остановить на гра­нице для досмотра. Возможность без всяких помех передвигаться по терри­тории Союзного государства — резуль­тат подписанных на высшем уровне крупных межгосударственных согла­шений, направленных на дальнейшее развитие интеграционных связей.

Кроме того, жители двух стран мо­гут без всяких ограничений работать в той или другой стране, получать медицинские услуги, выбирать место жительства, приобретать собствен­ность, объекты недвижимости, арен­довать жилье, учиться в российских и белорусских вузах, иметь равные права на социальное обеспечение. И, это главное — комфортное пребыва­ние граждан России и Беларуси друг у друга, ведь в конечном итоге вся наша деятельность направлена на то, чтобы люди чувствовали себя как дома.

Во многом благодаря деятельности Союзного государства получило уско­рение военное сотрудничество. В част­ности, создано такое формирование, как региональная группировка войск, которая в случае необходимости под­падает под единое командование и со­обща выполняет поставленные задачи. Регулярно проводятся совместные во­енные учения.

В экономической области продол­жается согласование балансов интере­сов в промышленности и в экономике в целом. Научились общими усилиями более точно прогнозировать социаль­но-экономическое развитие Союзного государства, гармонизировать нор­мативные акты, стандарты и другие процедуры ведения бизнеса. Успешно реализуются союзные программы. Наконец, создано единое таможенное пространство, позволяющее резко интенсифицировать экономические связи. Сейчас вопросы таможенного регулирования переданы в «тройку» (Россия, Беларусь, Казахстан).

РФС: Но изначально все начиналось именно в правовом поле Союзного го­сударства. Думается, без опыта такого интеграционного сообщества было бы сложно выстроить «здание» нынешне­го Таможенного союза...

Григорий Рапота: Разумеется, эти на­работки стали базой для многих норм Таможенного союза. Например, единая автоматическая система учета, кото­рая существовала в рамках Союзно­го государства — по взаимодействию двух таможенных служб. Теперь эти нормы действуют на территории боль­шой «тройки».

Союзное государство является своеобразным пилотным проектом в инте­грационном процессе по формирова­нию Евразийского экономического со­юза и в целом в странах Содружества независимых государств. Здесь «обка­тываются» многие технологии такого взаимодействия, которые потом берут­ся на вооружение другими интеграци­онными структурами.

РФС: Вы упомянули про общее обра­зовательное пространство. Недавно в группе российских журналистов я побывал в ряде белорусских вузов и встретился там со студентами из Рос­сии. Никто не жаловался на какие-то большие отличия в процессе обучения, на некие дискриминационные усло­вия приема в белорусские вузы. Един­ственная просьба — отладить систему проверки знаний.

Григорий Рапота: Все прекрасно пони­мают, что именно молодежь будет фор­мировать образ Союзного государства, решать практические задачи. Это буду­щее нашего Союза. Поэтому сотрудни­чество в области образования является для нас приоритетным направлением. Существуют единые правила для по­ступления россиян в белорусские вузы и белорусов — в российские высшие учебные заведения. Однако вы правы, есть некоторые технологические осо­бенности. В России, как известно, дей­ствует ЕГЭ, в Беларуси так называемое Централизованное тестирование.

Но это не меняет сути. Системы вро­де бы разные, но тестовая основа одна. Нам необходимо было минимизировать потери при проверке знаний, исклю­чить ошибки в выборе абитуриентов.

Выход нашли. Не вдаваясь в дета­ли, скажу, что были приняты решения, позволяющие белорусским юношам и девушкам пройти ЕГЭ по определен­ной схеме, более близкой к той, к ко­торой привыкли ребята у себя дома, а россияне проходят тестирование с учетом особенностей ЕГЭ.

РФС: Если мы смогли договориться об оказании бесплатной срочной меди­цинской помощи, то о долгосрочном лечении, использовании возможностей страховой медицины пока нет. Видимо, вопрос упирается в финансирование?

Григорий Рапота: Не только. Как из­вестно, все граждане Беларуси, прожи­вающие постоянно в России, пользу­ются всеми возможностями медицин­ского обслуживания. Как и россияне. Проблема актуальна для временно пребывающих белорусских граждан. Им действительно пока оказывают на бесплатной основе только срочную ме­дицинскую помощь. Для стационарно­го, амбулаторного лечения нужна стра­ховка. Вот тут-то и возникают пробле­мы. Они пока не решены, но мы на­мерены активизировать этот процесс и наконец-таки наладить механизм взаимного медицинского страхования.

РФС: А в области культуры?

Григорий Рапота: Тут нет необхо­димости гармонизировать законода­тельство или иные правовые акты. В данном случае более актуален чисто количественный показатель: чем боль­ше культурных контактов, встреч, кон­курсов и других совместных меропри­ятий, чем больше совместных работ в кино, в театре, работ по изучению истории и т.п., тем и россияне проникнутся нашей об­щей историей, поймут и оценят на­циональные традиции. Здесь не обяза­тельно использовать ресурсы только Союзного государства. Наши культур­ные обмены и без этого находятся на высоком уровне. Но, разумеется, его потенциал открывает новые возмож­ности для расширения культурного сотрудничества.

К примеру, Союзное государство участвует в проведении молодежных, детских форумов, что стало уже усто­явшейся практикой. Мы оказывали содействие, финансово поддерживали постановку кинофильма «Брестская крепость». Регулярно проводим кон­курсы молодых авторов, прозаиков и затем издаем книги на белорусском и русском языках. Мы выпускаем книги, которые могут быть рекомендованы к преподаванию в школах и вузах в каче­стве хрестоматии: об истории россий­ско-белорусских отношений и станов­ления белорусского государства. «От Москвы до Бреста» — так называется книга, выпущенная по заказу Постоян­ного комитета СГ. Не так давно прошел конкурс на лучший урок истории для молодых учителей средних школ по теме Первой мировой войны. И таких примеров можно приводить много.

РФС: Вскоре в полную силу заработа­ет Евразийский экономический союз, который вобрал в себя многие аспек­ты деятельности Союзного государ­ства. В связи с появлением новой ин­теграционной структуры можно ли го­ворить о свертывании строительства Союзного государства или речь идет о выработке новых условий и правил жизни в пределах этого союза? Не от­падет ли необходимость в его дальней­шем существовании?

Григорий Рапота: Если ЕАЭС пред­ставляет собой в первую очередь экономический союз, то Союзное го­сударство охватывает более широкий спектр деятельности. Это и решение социально-бытовых проблем, и равное обеспечение прав и свобод граждан России и Беларуси, и культурное со­трудничество, и равный доступ к услу­гам образования, медицины, страхова­ния и многое другое. Так, недавно про­шла совместная коллегия министерств иностранных дел России и Беларуси, на которой рассматривался и был ут­вержден согласованный план действий в области внешней политики.

Думаю, в условиях, когда каждое го­сударство проводит самостоятельную национальную внешнюю политику, умение договориться по главным во­просам внешнеполитического курса, согласовать общую линию поведения в этой сфере, учет взаимных интере­сов — огромное достижение, чему в не­малой степени содействовало Союзное государство. Особенно это проявляет­ся при выработке позиции в ООН, в других международных организациях.

Но это отнюдь не означает, что в рамках «двойки» мы ушли от решения общих вопросов экономики. Мы гото­вим под эгидой Союзного государства экономические форумы, приглашаем на них представителей ЕАЭС. Если ка­кие-либо проекты не найдут примене­ния в Евразийском экономическом со­юзе, но могут быть полезны для России и Беларуси, мы всегда готовы брать их в работу. Со своей стороны намерены предлагать экономическому сообще­ству новые идеи, проекты, планы.

Союзное государство, на мой взгляд, может выступать в качестве своеобразного полигона по отработке новых инновационных решений, вне­дрения современных технологий. Так что степень востребованности Союз­ного государства в сфере экономики будет только нарастать. Это объектив­ный процесс. Мы заинтересованы в ди­намичном развитии ЕАЭС и с удоволь­ствием передадим ряд функций туда, где они будут лучше исполняться. Тем более опыт нами накоплен немалый — есть чем делиться. Взять хотя бы область таможенного регулирования. Многие наработки попали в зону инте­ресов ЕАЭС и теперь начинают актив­но разрабатываться в новой структуре.

РФС: Конституционный акт, который помог бы решить целый ряд вопросов по согласованию единой внешней, промышленной, финансовой политики, единого транспортного пространства, государственного управления пока не принят. Что затрудняет этот процесс?

Григорий Рапота: Этот документ в со­ответствии с Договором может быть принят в том случае, когда будет ре­шен целый ряд поставленных перед нами задач. Он — венец интеграци­онных процессов. Таких нерешенных задач осталось еще немало. Часть их находится на стадии завершения, к другим еще только подступаемся. Есть и такие проблемы, которые существу­ют только в планах. Например, согла­сование промышленной политики или создание единого транспортного про­странства. Тут мы только в начале пу­ти. Иными словами, вначале надо раз­рубить эти проблемные узлы и лишь затем переходить к завершающему этапу интеграционного объединения.

РФС: Если этот Основной закон бу­дет все же принят, то мы, вероятно, изберем модель развития Союзного государства как широкого межгосу­дарственного интеграционного объ­единения с едиными паспортами, гражданством, деньгами, социальными обязательствами, ценовой политикой, с единой системой государственного управления и проч. Или нам ближе курс, аналогичный структуре Евро­пейского союза?

Григорий Рапота: Разумеется, если будет создано единое государство, то при наличии общего гражданства поя­вится и необходимость новых паспор­тов, других документов и атрибутов, свидетельствующих о новом межго­сударственном статусе. Я бы не стал сравнивать его с СССР или ЕС, как это часто делают некоторые журналисты и эксперты. Нам не нужны умозри­тельные схемы. Мы можем спрогно­зировать все, что угодно, составить самые замечательные документы. Но станут ли эти умозаключения реаль­ностью — большой вопрос.

Не надо втискивать себя в заранее определенные схемы или слепо копи­ровать опыт интеграционных союзов. Мы для чего работаем: для документа как такового или ради людей? Какие у нас задачи? Ставить галочки в от­четах или создавать в реальной дей­ствительности единое комфортное жизненное пространство для граждан наших государств? Без спешки, суеты и рапортов. Время часто диктует со­вершенно иные решения. Не исклю­чаю, что, может, потребуется принять не Конституционный акт, а некий иной документ, фиксирующий новое состояние дел в Союзном государстве и ставящий новые задачи.

РФС: Идея введения единой валюты по-прежнему остается актуальной?

Григорий Рапота: На мой взгляд, сле­довало бы назвать такую будущую денежную единицу не единой валю­той, а единым платежным средством.

Стоит ли Союзу, давайте задумаемся, идти по пути создания какой-то новой валюты? Нарисовать купюры можно быстро — а толку? В настоящее время основным платежным средством яв­ляется российский рубль. Абсолютное большинство всех сделок происходит в российских деньгах. Разве это мешает белорусским рублям нормально функ­ционировать на внутреннем рынке? Имеет ли смысл форсировать форми­рование единой денежной валюты? Не начинаем ли мы вновь выдумывать не­кие кабинетные схемы?

Жизнь все расставляет по своим местам. Если рубль будет достаточно прочным, если он и дальше будет пози­тивно проявлять себя во взаиморасче­тах, то вполне возможно, что он сможет занять новые высоты, перейдя, скажем, в сферу социально-бытовых отноше­ний, потребительского рынка и т.п.

При этом нельзя с ходу отбрасывать и идеи введения нового единого пла­тежного средства, как иногда говорят, белорусско-российского рубля. Но по­ка нас удовлетворяет нынешнее поло­жение. Мой подход — идти от практики. Если идея жизнеспособна, на деле дока­зывает свою пригодность, то ее следует реализовывать. Не приживается — так тому и быть. Тогда нужно выдвигать иные, более «профпригодные» задумки.

РФС: Может ли Россия, по вашему мнению, использовать опыт Беларуси по созданию национальной платежной системы? Как известно, в Беларуси успешно действует система БЕЛКАРТ, которая в будущем вполне могла бы стать основной платежной системой Союзного государства.

Григорий Рапота: Сам по себе бело­русский опыт очень интересен. Это не просто собственный националь­ный удобный платежный инструмент, но в какой-то мере решение проблем финансовой безопасности государ­ства. Общеизвестный демарш Visa и MasterCard, на несколько дней отка­завшихся обслуживать карточки со своим логотипом в нескольких рос­сийских банках, серьезный урок. До­пускаю, что переход на некие платеж­ные средства типа БЕЛКАРТ в рамках Союзного государства вполне реален. При этом могут беспрепятственно функционировать собственные наци­ональные платежные системы. Этот опыт Беларуси очень ценен, и его надо максимально использовать.

Есть много примеров такого эффек­тивного использования опыта. Суще­ствует немало областей совместной деятельности, где его можно было бы грамотно использовать. Например, нам очень пригодился бы белорусский опыт при решении проблемы взима­ния дорожных платежей для грузового транспорта, а также для иностранных автомобилей. Существующая система не предполагает таких громоздких механизмов, как шлагбаумы и платеж­ные терминалы и находящийся на них персонал, оплаты за проезд наличны­ми. Все это создает очереди. В Беларуси введена самая совре­менная система взимания платежей. Водитель грузовика платит опреде­ленную сумму за электронную кар­точку и свободно едет по дорогам без ненужных остановок. Почему бы в России не внедрить такой опыт? У нас была бы единая система взимания до­рожных платежей, что отрегулировало бы движение грузового транспорта и пополнило бюджет. Сейчас над этой проблемой работаем, и, надеюсь, в ближайшее время она найдет какое-то решение.

РФС: Причем затраты небольшие, эко­номия налицо.

Григорий Рапота: Конечно, высвобож­дается много лишних функций. Допу­стим, не нужно такое огромное коли­чество обслуживающего персонала — исключается использование денежной наличности при взимании платежей и тем самым, в частности, наносится удар по коррупции: ведь нет никаких прямых финансовых контактов между клиентами и служащими.

РФС: Союзные программы, пожалуй, наиболее конкретное воплощение идей Союзного государства. Дости­жения у всех на слуху. Взять хотя бы такое российско-белорусское детище, как суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД», созданный по союзной программе. Од­нако были и проблемы. Чему научил пятнадцатилетний опыт их решения?

Григорий Рапота: За время существо­вания Союзного государства было реа­лизовано более 50 союзных программ. Большинство их находится не столько в экономической, сколько научно-тех­нической плоскости. Главной задачей является создание инновационного продукта: новых технологий, матери­алов, сортов растений, лекарственных препаратов, методов лечения и проч. Отдача от них большая, но ее очень трудно измерить в деньгах, так как все зависит от степени внедрения в промышленности. И соответственно, от уровня прибыли.

Тем не менее, мы вправе говорить об эффективности программ, так как за прошедшие годы была создана вполне конкретная инновационная продукция или найдены наиболее оп­тимальные пути по реализации проек­тов. Ценность и уникальность таких разработок, финансируемых Союзным государством, еще и в том, что это со­вместный продукт российских и бело­русских ученых.

РФС: Сейчас в рамках союзных про­грамм реализуется четырнадцать про­грамм, направленных на освоение космоса, создание уникальных лекар­ственных средств, высоких технологий и т.п. Что на подходе?

Григорий Рапота: Назову такие точки приложения сил, как микроэлектро­ника, космос, медицина, сельское хо­зяйство, создание новых материалов, новейших технологий, туризм.

РФС: Кстати, о туризме. Сейчас мно­го говорят о введении единой визы Союзного государства, что позволило бы резко повысить туристические по­токи в обе страны. Иностранным го­стям трудно понять, почему им всякий раз надо получать отдельные визы в Россию и Беларусь, хотя существует единое Союзное государство с общей визовой политикой. Скажем, зачем гражданину соседней Литвы, законно проживающему в России (по виду на жительство), приобретать в посольстве Беларуси транзитную визу, чтобы про­ехать по территории этой страны?

Григорий Рапота: Вы не первый, кто поднимает эту тему. Действительно, явная нестыковка. Между тем вопрос очень важный, так как свобода пере­движения иностранных граждан по территории Союзного государства по единой визе живое доказательство его действенности. Это существенно под­няло бы авторитет «двойки». Предло­жение сейчас рассматривается МИДа­ми двух стран. Надо лишь набраться терпения и подождать результатов.

РФС: Как вы оценили бы состояние межрегионального экономического сотрудничества? Насколько успешно оно развивается?

Григорий Рапота: В России трудно найти регион, который напрямую не сотрудничает с белорусскими обла­стями. Это важнейший элемент реали­зации проекта под названием Союзное государство. За 15 лет подписано свы­ше 200 межрегиональных соглашений. Как всегда, очень активно взаимодей­ствуют соседние с Республикой Бе­ларусь регионы, но, как показывает статистика, не они первенствуют в рейтинге российских областей, кото­рые завязали тесные экономические отношения с белорусскими областями.

Например, Тюменская область яв­ный лидер в межрегиональном эконо­мическом сотрудничестве — регион, напомню, отдаленный от Беларуси на тысячи километров. И с каждым го­дом число регионов и, соответственно, количество подписанных договоров и соглашений растет. Даже далекий Камчатский край не отстает. В Петропавловске-Камчатском, к примеру, — одно из самых больших белорусских землячеств в России. Ну, а Смоленской и Псковской областям, как говорится, сам Бог велел плодотворно сотрудни­чать, и соседи, должен сказать, умело пользуются такой близостью.

В 2014 году в Минске прошел пер­вый Форум регионов Беларуси и Рос­сии. В следующем году он состоится в Великом Новгороде.

РФС: В целом как бы вы оценили перспективы развития Союзного го­сударства?

Григорий Рапота: У Союзного госу­дарства есть будущее. Есть политиче­ская воля руководства двух стран. Но самое главное, есть воля народов. По­смотрите на социологические иссле­дования, которые регулярно проводят российские и белорусские ученые. Все они отмечают высокий уровень дове­рия россиян к белорусам и белорусов к россиянам. По данным последнего опроса ВЦИОМ на тему российско-белорусской интеграции, граждане России, в частности, считают Бела­русь самым надежным партнером на внешнеполитической арене. В услови­ях санкций это дорогого стоит.

Сейчас готовится документ о пер­спективных направлениях развитии Со­юзного государства на среднесрочный период — до 2017 года. Он подготовлен и, видимо, будет утвержден на Высшем Государственном Совете. Это четкий план действий. Понятны цели и задачи, открыт простор для инициативы.

За минувшее пятнадцатилетие Союзное государство добилось многого и, главное, сумело сделать жизнь белорусов и россиян более комфортной, необременительной, свободной. Уверен, каждый последующий год будет приносить нашим народам новые свершения.

Беседовал Николай Лашкевич

Источник: "Российская Федерация Сегодня"

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Владимир Путин потребовал больше внимания к бойцам, получившим ранения на передовой

Помощь участникам СВО требует индивидуального подхода к каждому человеку

МНЕНИЯ

Куриная слепота по-фински

Олег Зинченко

Декоммунизация стёрла северным соседям память.

Со щитом или на щите

Анатолий Заусайлов

Польша начала строительство забора на границе с Россией и Беларусью


России надо брать пример с Израиля

Михаил Васильев

Но не в том, как убивать мирных жителей, а в том, как бороться с внутренними врагами


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также