Работаем ради людей, а не ради документов, - Григорий Рапота
В этом году исполняется 15 лет с момента создания Союзного государства России и Беларуси. Событие дает возможность подвести предварительные итоги деятельности интеграционного объединения на евразийском пространстве. Каковы главные вехи становления Союзного государства? Чему научил нас опыт совместного проживания? С этих вопросов началась беседа обозревателя журнала «Российская Федерация сегодня» с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой.
Практически во всех сферах деятельности Союзного государства — экономической, социальной, политической, военно-технической, научной, образовательной, информационной и культурной — мы добились результатов. Что касается социальной сферы, то окончательно решен вопрос свободы передвижения граждан двух стран. Сегодня, проезжая на автомобиле или поезде, вы даже не заметите, как пересекли российско-белорусскую границу. А еще несколько лет назад по автостраде М-1 из Москвы в Минск и обратно вас могли остановить на границе для досмотра. Возможность без всяких помех передвигаться по территории Союзного государства — результат подписанных на высшем уровне крупных межгосударственных соглашений, направленных на дальнейшее развитие интеграционных связей.
Кроме того, жители двух стран могут без всяких ограничений работать в той или другой стране, получать медицинские услуги, выбирать место жительства, приобретать собственность, объекты недвижимости, арендовать жилье, учиться в российских и белорусских вузах, иметь равные права на социальное обеспечение. И, это главное — комфортное пребывание граждан России и Беларуси друг у друга, ведь в конечном итоге вся наша деятельность направлена на то, чтобы люди чувствовали себя как дома.
Во многом благодаря деятельности Союзного государства получило ускорение военное сотрудничество. В частности, создано такое формирование, как региональная группировка войск, которая в случае необходимости подпадает под единое командование и сообща выполняет поставленные задачи. Регулярно проводятся совместные военные учения.
В экономической области продолжается согласование балансов интересов в промышленности и в экономике в целом. Научились общими усилиями более точно прогнозировать социально-экономическое развитие Союзного государства, гармонизировать нормативные акты, стандарты и другие процедуры ведения бизнеса. Успешно реализуются союзные программы. Наконец, создано единое таможенное пространство, позволяющее резко интенсифицировать экономические связи. Сейчас вопросы таможенного регулирования переданы в «тройку» (Россия, Беларусь, Казахстан).
РФС: Но изначально все начиналось именно в правовом поле Союзного государства. Думается, без опыта такого интеграционного сообщества было бы сложно выстроить «здание» нынешнего Таможенного союза...
Григорий Рапота: Разумеется, эти наработки стали базой для многих норм Таможенного союза. Например, единая автоматическая система учета, которая существовала в рамках Союзного государства — по взаимодействию двух таможенных служб. Теперь эти нормы действуют на территории большой «тройки».
Союзное государство является своеобразным пилотным проектом в интеграционном процессе по формированию Евразийского экономического союза и в целом в странах Содружества независимых государств. Здесь «обкатываются» многие технологии такого взаимодействия, которые потом берутся на вооружение другими интеграционными структурами.
РФС: Вы упомянули про общее образовательное пространство. Недавно в группе российских журналистов я побывал в ряде белорусских вузов и встретился там со студентами из России. Никто не жаловался на какие-то большие отличия в процессе обучения, на некие дискриминационные условия приема в белорусские вузы. Единственная просьба — отладить систему проверки знаний.
Григорий Рапота: Все прекрасно понимают, что именно молодежь будет формировать образ Союзного государства, решать практические задачи. Это будущее нашего Союза. Поэтому сотрудничество в области образования является для нас приоритетным направлением. Существуют единые правила для поступления россиян в белорусские вузы и белорусов — в российские высшие учебные заведения. Однако вы правы, есть некоторые технологические особенности. В России, как известно, действует ЕГЭ, в Беларуси так называемое Централизованное тестирование.
Но это не меняет сути. Системы вроде бы разные, но тестовая основа одна. Нам необходимо было минимизировать потери при проверке знаний, исключить ошибки в выборе абитуриентов.
Выход нашли. Не вдаваясь в детали, скажу, что были приняты решения, позволяющие белорусским юношам и девушкам пройти ЕГЭ по определенной схеме, более близкой к той, к которой привыкли ребята у себя дома, а россияне проходят тестирование с учетом особенностей ЕГЭ.
РФС: Если мы смогли договориться об оказании бесплатной срочной медицинской помощи, то о долгосрочном лечении, использовании возможностей страховой медицины пока нет. Видимо, вопрос упирается в финансирование?
Григорий Рапота: Не только. Как известно, все граждане Беларуси, проживающие постоянно в России, пользуются всеми возможностями медицинского обслуживания. Как и россияне. Проблема актуальна для временно пребывающих белорусских граждан. Им действительно пока оказывают на бесплатной основе только срочную медицинскую помощь. Для стационарного, амбулаторного лечения нужна страховка. Вот тут-то и возникают проблемы. Они пока не решены, но мы намерены активизировать этот процесс и наконец-таки наладить механизм взаимного медицинского страхования.
РФС: А в области культуры?
Григорий Рапота: Тут нет необходимости гармонизировать законодательство или иные правовые акты. В данном случае более актуален чисто количественный показатель: чем больше культурных контактов, встреч, конкурсов и других совместных мероприятий, чем больше совместных работ в кино, в театре, работ по изучению истории и т.п., тем и россияне проникнутся нашей общей историей, поймут и оценят национальные традиции. Здесь не обязательно использовать ресурсы только Союзного государства. Наши культурные обмены и без этого находятся на высоком уровне. Но, разумеется, его потенциал открывает новые возможности для расширения культурного сотрудничества.
К примеру, Союзное государство участвует в проведении молодежных, детских форумов, что стало уже устоявшейся практикой. Мы оказывали содействие, финансово поддерживали постановку кинофильма «Брестская крепость». Регулярно проводим конкурсы молодых авторов, прозаиков и затем издаем книги на белорусском и русском языках. Мы выпускаем книги, которые могут быть рекомендованы к преподаванию в школах и вузах в качестве хрестоматии: об истории российско-белорусских отношений и становления белорусского государства. «От Москвы до Бреста» — так называется книга, выпущенная по заказу Постоянного комитета СГ. Не так давно прошел конкурс на лучший урок истории для молодых учителей средних школ по теме Первой мировой войны. И таких примеров можно приводить много.
РФС: Вскоре в полную силу заработает Евразийский экономический союз, который вобрал в себя многие аспекты деятельности Союзного государства. В связи с появлением новой интеграционной структуры можно ли говорить о свертывании строительства Союзного государства или речь идет о выработке новых условий и правил жизни в пределах этого союза? Не отпадет ли необходимость в его дальнейшем существовании?
Григорий Рапота: Если ЕАЭС представляет собой в первую очередь экономический союз, то Союзное государство охватывает более широкий спектр деятельности. Это и решение социально-бытовых проблем, и равное обеспечение прав и свобод граждан России и Беларуси, и культурное сотрудничество, и равный доступ к услугам образования, медицины, страхования и многое другое. Так, недавно прошла совместная коллегия министерств иностранных дел России и Беларуси, на которой рассматривался и был утвержден согласованный план действий в области внешней политики.
Думаю, в условиях, когда каждое государство проводит самостоятельную национальную внешнюю политику, умение договориться по главным вопросам внешнеполитического курса, согласовать общую линию поведения в этой сфере, учет взаимных интересов — огромное достижение, чему в немалой степени содействовало Союзное государство. Особенно это проявляется при выработке позиции в ООН, в других международных организациях.
Но это отнюдь не означает, что в рамках «двойки» мы ушли от решения общих вопросов экономики. Мы готовим под эгидой Союзного государства экономические форумы, приглашаем на них представителей ЕАЭС. Если какие-либо проекты не найдут применения в Евразийском экономическом союзе, но могут быть полезны для России и Беларуси, мы всегда готовы брать их в работу. Со своей стороны намерены предлагать экономическому сообществу новые идеи, проекты, планы.
Союзное государство, на мой взгляд, может выступать в качестве своеобразного полигона по отработке новых инновационных решений, внедрения современных технологий. Так что степень востребованности Союзного государства в сфере экономики будет только нарастать. Это объективный процесс. Мы заинтересованы в динамичном развитии ЕАЭС и с удовольствием передадим ряд функций туда, где они будут лучше исполняться. Тем более опыт нами накоплен немалый — есть чем делиться. Взять хотя бы область таможенного регулирования. Многие наработки попали в зону интересов ЕАЭС и теперь начинают активно разрабатываться в новой структуре.
РФС: Конституционный акт, который помог бы решить целый ряд вопросов по согласованию единой внешней, промышленной, финансовой политики, единого транспортного пространства, государственного управления пока не принят. Что затрудняет этот процесс?
Григорий Рапота: Этот документ в соответствии с Договором может быть принят в том случае, когда будет решен целый ряд поставленных перед нами задач. Он — венец интеграционных процессов. Таких нерешенных задач осталось еще немало. Часть их находится на стадии завершения, к другим еще только подступаемся. Есть и такие проблемы, которые существуют только в планах. Например, согласование промышленной политики или создание единого транспортного пространства. Тут мы только в начале пути. Иными словами, вначале надо разрубить эти проблемные узлы и лишь затем переходить к завершающему этапу интеграционного объединения.
РФС: Если этот Основной закон будет все же принят, то мы, вероятно, изберем модель развития Союзного государства как широкого межгосударственного интеграционного объединения с едиными паспортами, гражданством, деньгами, социальными обязательствами, ценовой политикой, с единой системой государственного управления и проч. Или нам ближе курс, аналогичный структуре Европейского союза?
Григорий Рапота: Разумеется, если будет создано единое государство, то при наличии общего гражданства появится и необходимость новых паспортов, других документов и атрибутов, свидетельствующих о новом межгосударственном статусе. Я бы не стал сравнивать его с СССР или ЕС, как это часто делают некоторые журналисты и эксперты. Нам не нужны умозрительные схемы. Мы можем спрогнозировать все, что угодно, составить самые замечательные документы. Но станут ли эти умозаключения реальностью — большой вопрос.
Не надо втискивать себя в заранее определенные схемы или слепо копировать опыт интеграционных союзов. Мы для чего работаем: для документа как такового или ради людей? Какие у нас задачи? Ставить галочки в отчетах или создавать в реальной действительности единое комфортное жизненное пространство для граждан наших государств? Без спешки, суеты и рапортов. Время часто диктует совершенно иные решения. Не исключаю, что, может, потребуется принять не Конституционный акт, а некий иной документ, фиксирующий новое состояние дел в Союзном государстве и ставящий новые задачи.
РФС: Идея введения единой валюты по-прежнему остается актуальной?
Григорий Рапота: На мой взгляд, следовало бы назвать такую будущую денежную единицу не единой валютой, а единым платежным средством.
Стоит ли Союзу, давайте задумаемся, идти по пути создания какой-то новой валюты? Нарисовать купюры можно быстро — а толку? В настоящее время основным платежным средством является российский рубль. Абсолютное большинство всех сделок происходит в российских деньгах. Разве это мешает белорусским рублям нормально функционировать на внутреннем рынке? Имеет ли смысл форсировать формирование единой денежной валюты? Не начинаем ли мы вновь выдумывать некие кабинетные схемы?
Жизнь все расставляет по своим местам. Если рубль будет достаточно прочным, если он и дальше будет позитивно проявлять себя во взаиморасчетах, то вполне возможно, что он сможет занять новые высоты, перейдя, скажем, в сферу социально-бытовых отношений, потребительского рынка и т.п.
При этом нельзя с ходу отбрасывать и идеи введения нового единого платежного средства, как иногда говорят, белорусско-российского рубля. Но пока нас удовлетворяет нынешнее положение. Мой подход — идти от практики. Если идея жизнеспособна, на деле доказывает свою пригодность, то ее следует реализовывать. Не приживается — так тому и быть. Тогда нужно выдвигать иные, более «профпригодные» задумки.
РФС: Может ли Россия, по вашему мнению, использовать опыт Беларуси по созданию национальной платежной системы? Как известно, в Беларуси успешно действует система БЕЛКАРТ, которая в будущем вполне могла бы стать основной платежной системой Союзного государства.
Григорий Рапота: Сам по себе белорусский опыт очень интересен. Это не просто собственный национальный удобный платежный инструмент, но в какой-то мере решение проблем финансовой безопасности государства. Общеизвестный демарш Visa и MasterCard, на несколько дней отказавшихся обслуживать карточки со своим логотипом в нескольких российских банках, серьезный урок. Допускаю, что переход на некие платежные средства типа БЕЛКАРТ в рамках Союзного государства вполне реален. При этом могут беспрепятственно функционировать собственные национальные платежные системы. Этот опыт Беларуси очень ценен, и его надо максимально использовать.
Есть много примеров такого эффективного использования опыта. Существует немало областей совместной деятельности, где его можно было бы грамотно использовать. Например, нам очень пригодился бы белорусский опыт при решении проблемы взимания дорожных платежей для грузового транспорта, а также для иностранных автомобилей. Существующая система не предполагает таких громоздких механизмов, как шлагбаумы и платежные терминалы и находящийся на них персонал, оплаты за проезд наличными. Все это создает очереди. В Беларуси введена самая современная система взимания платежей. Водитель грузовика платит определенную сумму за электронную карточку и свободно едет по дорогам без ненужных остановок. Почему бы в России не внедрить такой опыт? У нас была бы единая система взимания дорожных платежей, что отрегулировало бы движение грузового транспорта и пополнило бюджет. Сейчас над этой проблемой работаем, и, надеюсь, в ближайшее время она найдет какое-то решение.
РФС: Причем затраты небольшие, экономия налицо.
Григорий Рапота: Конечно, высвобождается много лишних функций. Допустим, не нужно такое огромное количество обслуживающего персонала — исключается использование денежной наличности при взимании платежей и тем самым, в частности, наносится удар по коррупции: ведь нет никаких прямых финансовых контактов между клиентами и служащими.
РФС: Союзные программы, пожалуй, наиболее конкретное воплощение идей Союзного государства. Достижения у всех на слуху. Взять хотя бы такое российско-белорусское детище, как суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД», созданный по союзной программе. Однако были и проблемы. Чему научил пятнадцатилетний опыт их решения?
Григорий Рапота: За время существования Союзного государства было реализовано более 50 союзных программ. Большинство их находится не столько в экономической, сколько научно-технической плоскости. Главной задачей является создание инновационного продукта: новых технологий, материалов, сортов растений, лекарственных препаратов, методов лечения и проч. Отдача от них большая, но ее очень трудно измерить в деньгах, так как все зависит от степени внедрения в промышленности. И соответственно, от уровня прибыли.
Тем не менее, мы вправе говорить об эффективности программ, так как за прошедшие годы была создана вполне конкретная инновационная продукция или найдены наиболее оптимальные пути по реализации проектов. Ценность и уникальность таких разработок, финансируемых Союзным государством, еще и в том, что это совместный продукт российских и белорусских ученых.
РФС: Сейчас в рамках союзных программ реализуется четырнадцать программ, направленных на освоение космоса, создание уникальных лекарственных средств, высоких технологий и т.п. Что на подходе?
Григорий Рапота: Назову такие точки приложения сил, как микроэлектроника, космос, медицина, сельское хозяйство, создание новых материалов, новейших технологий, туризм.
РФС: Кстати, о туризме. Сейчас много говорят о введении единой визы Союзного государства, что позволило бы резко повысить туристические потоки в обе страны. Иностранным гостям трудно понять, почему им всякий раз надо получать отдельные визы в Россию и Беларусь, хотя существует единое Союзное государство с общей визовой политикой. Скажем, зачем гражданину соседней Литвы, законно проживающему в России (по виду на жительство), приобретать в посольстве Беларуси транзитную визу, чтобы проехать по территории этой страны?
Григорий Рапота: Вы не первый, кто поднимает эту тему. Действительно, явная нестыковка. Между тем вопрос очень важный, так как свобода передвижения иностранных граждан по территории Союзного государства по единой визе живое доказательство его действенности. Это существенно подняло бы авторитет «двойки». Предложение сейчас рассматривается МИДами двух стран. Надо лишь набраться терпения и подождать результатов.
РФС: Как вы оценили бы состояние межрегионального экономического сотрудничества? Насколько успешно оно развивается?
Григорий Рапота: В России трудно найти регион, который напрямую не сотрудничает с белорусскими областями. Это важнейший элемент реализации проекта под названием Союзное государство. За 15 лет подписано свыше 200 межрегиональных соглашений. Как всегда, очень активно взаимодействуют соседние с Республикой Беларусь регионы, но, как показывает статистика, не они первенствуют в рейтинге российских областей, которые завязали тесные экономические отношения с белорусскими областями.
Например, Тюменская область явный лидер в межрегиональном экономическом сотрудничестве — регион, напомню, отдаленный от Беларуси на тысячи километров. И с каждым годом число регионов и, соответственно, количество подписанных договоров и соглашений растет. Даже далекий Камчатский край не отстает. В Петропавловске-Камчатском, к примеру, — одно из самых больших белорусских землячеств в России. Ну, а Смоленской и Псковской областям, как говорится, сам Бог велел плодотворно сотрудничать, и соседи, должен сказать, умело пользуются такой близостью.
В 2014 году в Минске прошел первый Форум регионов Беларуси и России. В следующем году он состоится в Великом Новгороде.
РФС: В целом как бы вы оценили перспективы развития Союзного государства?
Григорий Рапота: У Союзного государства есть будущее. Есть политическая воля руководства двух стран. Но самое главное, есть воля народов. Посмотрите на социологические исследования, которые регулярно проводят российские и белорусские ученые. Все они отмечают высокий уровень доверия россиян к белорусам и белорусов к россиянам. По данным последнего опроса ВЦИОМ на тему российско-белорусской интеграции, граждане России, в частности, считают Беларусь самым надежным партнером на внешнеполитической арене. В условиях санкций это дорогого стоит.
Сейчас готовится документ о перспективных направлениях развитии Союзного государства на среднесрочный период — до 2017 года. Он подготовлен и, видимо, будет утвержден на Высшем Государственном Совете. Это четкий план действий. Понятны цели и задачи, открыт простор для инициативы.
За минувшее пятнадцатилетие Союзное государство добилось многого и, главное, сумело сделать жизнь белорусов и россиян более комфортной, необременительной, свободной. Уверен, каждый последующий год будет приносить нашим народам новые свершения.
Беседовал Николай Лашкевич
Источник: "Российская Федерация Сегодня"