В российских школах и вузах появятся антитеррористические учебники
По информации «Известий», Министерство образования и науки собирается в течение 2 лет провести комплексное научное исследование сущности терроризма, его корней, социальных проявлений (в том числе в виде религиозно-политического экстремизма), механизмов рекрутирования и влияния различных организаций на молодежь.
— Исходя из результатов различных исследований, можно констатировать, что молодежь, в том числе учащиеся на уровне общего и профессионального образования, в первую очередь является целевой аудиторией пропагандистской деятельности, а также базой социального рекрутирования в практике террористических и экстремистских движений и организаций, — отмечают в Минобрнауки. — Поскольку образовательная среда служит одним из наиболее эффективных каналов влияния на молодежь, то именно в русле развития образования должна формироваться и реализовываться активная, наступательная, комплексная образовательно-воспитательная антитеррористическая программа, направленная не только на профилактику, но и на активную блокировку, противодействие терроризму и экстремизму доступными ей средствами и методами.
В рамках исследования и будущих учебных материалов будут затронуты вопросы по истории становления и развития международного и отечественного антитеррористического и антиэкстремистского движения. Планируется охватить опыт 10 лет современной истории не только России, но США и Европы по профилактике и психологическому противодействию террористической и экстремистской пропаганде в молодежной среде. Сама работа будет проводиться в рамках Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, утвержденного президентом на период с 2013 по 2018 год.
— Над этим вопросом нужно работать, но в разумных пределах и разделять обязанности и ответственность. Конечно, повышать безопасность и работать с детьми по этому направлению нужно. Яркий пример был в начале года, когда ученик школы взял в заложники целый класс. Но здесь непонятно, на кого именно ляжет эта ответственность и как в конечном итоге планируется реализовывать подобную работу, — говорит сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов.
Член Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Антонина Цицулина также положительно оценивает инициативу ведомства.
— С точки зрения безопасности жизнедеятельности подобные программы для детей являются общепринятой практикой во всем мире — делаются симуляторы, тренажеры и пособия, разъясняющие ребенку, как нужно себя вести в различных ситуациях и как воспринимать информацию на различных уровнях. Некие подобные подходы были распространены еще в советских школах. Я считаю, что это последовательная работа с точки зрения развития образования и заботы о детях. Нужно, чтобы ребенок подобные вещи знал и осознавал, и я смотрю на эту инициативу со здоровым оптимизмом, — заявила Цицулина.
Обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности учебных заведений и профилактики экстремизма среди учащихся на Минобрнауки была возложена соответствующим постановлением правительства в начале этого года. Впоследствии ведомство предложило составить правила антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и даже ввести в каждом учебном заведении новую штатную единицу — заместителя руководителя организации по безопасности образовательного процесса, ответственного за обеспечение антитеррористической безопасности.