Игорь Угольников рассказал о «Батальоне смерти» и заинтересовался историей Смоленска
К выходу на большой экран готовится новый продюсерский проект Игоря Угольникова – фильм «Батальон смерти», рассказывающий историю уникального не только для нашей страны, но и для всего мира батальона, состоявшего целиком и полностью из девушек.
«Для нас это была жизнь»
Изначально продюсеры картины задумались о том, чтобы снять фильм о второй Мировой войне. «Но, изучая исторические документы, мы постепенно понимали, что вторая Мировая – это забытая первая», - говорит продюсер картины Игорь Угольников. Но определяющую роль в выборе времени действия картины сыграл тот факт, что продюсерам удалось найти совершенно необыкновенную историю, которая сама по себе была интересней и захватывающей любого выдуманного сюжета. «Наша история в этом плане уникальна: она дает создателям такую фактуру, что больше и придумывать-то ничего не нужно, - отметил на пресс-конференции министр культуры Владимир Мединский. – Ведь вот это подразделение, полностью состоящее из девушек, было одно такое за всю историю мировой цивилизации. Чем этот фильм удивителен? Он абсолютно историчен. Много замечательных, ярких и талантливых военно-исторических фильмов базируются на полувыдуманных историях либо на совсем вымышленных. Здесь все от начала до конца: фамилии героинь, их образ, их внешность, вплоть до малейших деталей оружия и военной формы – все абсолютно достоверно».
История «Батальона смерти», как назовут потом женское подразделение – это история двухсот девушек, богатых барышень и прибывших из деревень крестьянок, которые добровольно отправились на фронт, чтобы защищать свою страну. С таким количеством действующих лиц сценаристам пришлось непросто: у каждой девушки, вступившей в батальон, была своя история, но рассказать о каждой в рамках полнометражной игровой картины даже с немаленьким хронометражом, конечно, было невозможно. В итоге были определены центральные фигуры фильмы, к которым прежде всего относятся поручик Мария Бочкарева, командовавшая женским подразделением (ее сыграла актриса Мария Аронова) и ее адъютант Вера Скрыдлова, роль которой досталось Марии Кожевниковой.
«Мы не относились к этой картине как к кино: для нас это была жизнь, жизнь наших прабабушек, прадедушек, - вспоминает Мария Кожевникова. - И потому на съемках мы не играли, мы жили». Воодушевленные героизмом своих персонажей, девушки тоже решились на маленький подвиг: в сцене, где новобранцев обривают наголо, все актрисы, как одна, на самом деле расстаются со своими волосами.
К созданию картины подключилось Российское военно-историческое общество; оно следило за тем, чтобы создатели картины не допускали серьезных исторических «ляпов» и соблюдали достоверность даже в самых, казалось бы, незначительных деталях. Ну а теперь, когда картина уже практически готова показаться зрителю, стоит только один вопрос: какой будет прокатная судьба фильма. «Сейчас сложно назвать точную дату выхода картины, - говорит по этому поводу продюсер фильма Федор Бондарчук. - Мы будем вставать в благоприятный период. Так получилось, что «Сталинград» выходил в четыре свободные от громких американских премьер недели. На этот раз мы тоже попробуем найти правильное время.
Ничто не забыто
После официальной пресс-конференции мы попросили Игоря Угольникова ответить на несколько вопросов о том, как нужно снимать военное кино и может ли появиться на экранах исторический фильм о Смоленске.
- Игорь Станиславович, почему, на ваш взгляд, была забыта Первая мировая война?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть историком. Господа большевики, призывавшие к проигрышу в этой войне, делали это намеренно, потому что выполняли некую волю, которая всем тоже понятна. И сколь много мы можем отворачиваться от правды? Правда остается правдой: гражданская война была нужна им больше, чем, как они ее называли, «империалистическая» Первая мировая. Но еще раньше нужно идти и начинать с того, кому она вообще была выгодна, I Мировая. Безусловно, она была необходима для развития науки и подъема производства, к которым Германия шла семимильными шагами. Да и Англия тоже. А когда много умов работают и много делают танков и пушек, то война должна состояться. Экономически она была выгодна в первую очередь американцам, господам Ротшильдам и Рокфеллерам, для того, чтобы укрепить доллар. Что и произошло. Что и сейчас нам с вами навязывают в третий раз за сто лет.
В 1913 году подъем российского сознания был огромен, люди купались в ощущении постоянного счастья: огромная промышленность, землеустройство неимоверное, всю Европу зерном кормили. И было полное ощущение, что так и должно быть. И все это необходимо было разрушить нашим недругам. Что они и делали, и, что удивительно, нашими же руками. Поэтому эту войну большевики признали «империалистической» и, соответственно, решили, что изучать ее не стоит. Поэтому в нашем сознании она всегда была забытой. Мой дед не хотел говорить про своего отца – моего прадеда, потому что для него это было больно и непонятно. А возвращать память о защитниках Отечества необходимо.
- Каким должен быть правильный фильм о войне?
- Честным!
- Но есть ли вещи, которые нельзя показывать и о которых нельзя говорить даже в самом честном военном фильме?
- Восемь лет назад мне, как чиновнику Союзного государства и продюсеру, принесли проект – сценарий под названием «Хатынь». Я мало знал про эту историю, хотя знал, что деревню уничтожили не немцы, а полицаи. Но как и почему – я не знал. В результате про этот сценарий, абсолютно честный, от которого волосы встают дыбом, я сказал: «Это снимать нельзя». Хотя, наверное, надо было бы. И если бы этот фильм все-таки был снят, его сейчас везде и повсюду показывали. Но этот фильм нельзя снимать. Когда люди, которые знают друг друга очень хорошо, живут друг от друга в пятидесяти километрах – белорусская деревня Хатынь и западная украинская деревня - приходят убивать друг друга, причем убивать показательно. Они придумывали и фотографировали истязания детей, женщин и стариков. Такое показывать нельзя, и снимать нельзя. Хотя, наверное, надо бы…
- В российской истории есть не только две мировых войны, но и множество других войн. В том числе – и в истории современной России. Должно ли пройти какое-то время, прежде чем можно будет снимать картину о том или ином военном конфликте?
- Наверное, если хорошо изучить историю первой Отечественной войны 1812 года, не делать из нее лубочную картинку с романсами, а действительно серьезно изучить и масштабно показать, как это сделал Сергей Бондарчук, то, наверное, тогда можно было бы попытаться сделать на эту тему серьезное достойное кино. Да и о Чудском озере, если знать всю историю; не мифы, которые были созданы, а именно историю того, как мы противостояли нашим врагам, тоже можно было бы снять интересное кино. Куликово поле тоже заслуживает своей картины. А вот с картиной «Август восьмого» создатели поторопились: врага-то в ней нет! А как снимать военное кино без врага? Потому что тогда нельзя было показывать грузин врагами. Так что я думаю, поторопились с этим фильмом; ему непременно настанет свой черед, но лучше не надо.
- Не хотите снять следующий фильм о Смоленске? Думаю, за всю 1150-летнюю историю в ней найдется немало замечательных историй.
- Если будет достойный сюжет, то с удовольствием.