Белорусские ученые разработали комплекс мер по формированию полноценного Евразийского экономического союза
Ученые Института экономики Национальной академии наук Беларуси в результате исследований обосновали комплекс мер, которые, по их мнению, позволят усилить экономическое взаимодействие стран-членов Единого экономического пространства и перейти к построению полноценного Евразийского экономического союза.
Процесс интеграции в сфере электроэнергетики затрудняется в связи с экономической разнородностью субъектов этой кооперации. Целесообразно создание единого оптового рынка электроэнергии и мощности. Однако в Беларуси такого рынка нет, поэтому его создание является первым этапом объединения энергосистем. В то же время для создания равных условий хозяйствования на общем оптовом рынке необходимо установление цены на природный газ, поставляемый в Беларусь, на уровне цен западных регионов России, считают белорусские экономисты.
Первостепенными задачами, по их мнению, являются координация программ перспективного развития и решения технологических вопросов, определение единых принципов и норм совместной работы национальных электроэнергетических систем, гармонизация тарифной политики, формирование оптового рынка не только электроэнергии и мощности, а также оборудования, инвестиций и инноваций в сфере электроэнергетики.
Также экономически целесообразным является проведение согласованной промышленной политики, в том числе через предоставление производственных субсидий, применение которых не искажает условия взаимной торговли. Важной проблемой остается создание полноценной системы уведомления о предоставляемых субсидиях и других применяемых инструментах селективной промышленной политики.
Необходима дальнейшая гармонизация налоговых систем стран ЕЭС и Таможенного союза, однако, учитывая существенные различия в структуре экономик стран - участниц, которые предопределяют различные возможности формирования бюджетов, полная унификация налоговых систем невозможна и нецелесообразна, считают ученые. Так, в настоящее время в значительной степени унифицированы косвенные налоги, которые оказывают наибольшее влияние на свободное перемещение товаров и услуг. Однако унификация коснулась только механизма исчисления, взимания и возврата косвенных налогов, при этом ставки налогов существенно отличаются. Для сглаживания налоговой конкуренции на основе сближения параметров налоговых систем целесообразна выработка совместных решений по установлению нижнего предела налоговых ставок.
Углубление интеграции в социальной сфере требует перехода к более высоким социальным стандартам, сопоставимым со стандартами развитых стран. В связи с этим целесообразно формирование согласованной системы стандартов и индикаторов социального развития, включая определение минимальных государственных социальных гарантий. Комплекс социальных стандартов, который должен обеспечиваться государством и нанимателями, - непременное условие цивилизованного регулирования рынка труда в Едином экономическом пространстве.
Кроме того, сегодня в ЕЭП пока нет согласованной позиции по целесообразности введения единой валюты, - приводятся разные аргументы за и против, но главной причиной, препятствующей положительному решению этого вопроса, является отсутствие необходимого уровня макроэкономической гармонизации в странах ЕЭП. Долговой кризис в еврозоне убедительно продемонстрировал, к каким серьезным потрясениям может привести поспешность в этой сфере.