Виктор Пинский: Интеграция – наш приоритет
О том, как успешно приводили к одному знаменателю нормативные акты России и Беларуси в 2024 году, «СВ» обсудило с Председателем Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Виктором Пинским.
- Вас хорошо знают, как депутата Госдумы, по партийной и профсоюзной работе. А еще и нагрузка в Парламентском Собрании. Не слишком обременительно?
- Каждая такая позиция – это кредит доверия. И все мои мысли о том, чтобы быть максимально эффективным в каждом своем статусе, чтобы от моего участия в процессах управления был конкретный эффект, ощутимая польза для людей. Как, например, два важнейших модельных законодательных акта – по ОСАГО и приграничному сотрудничеству, которые поручил нам подготовить Председатель ПС Вячеслав Володин. Оба они напрямую затрагивают интересы граждан, прямо влияют на жизнь.
- Это ведь вообще первые два модельных законодательных акта ПС, которые были приняты?
- Да. Об ОСАГО принят в июне 2023 года. В конце ноября 2024 года соответствующий закон подписал Президент России. Проект Указа, который введет в действие необходимые нормативные акты, находится на подписи у Президента Беларуси. Следующий этап после внесения изменений в законодательства РБ и РФ - разработка и утверждение профессиональными объединениями страховщиков Правил системы страхования СГ. И тогда автомобилисты наших двух стран смогут намного проще, чем сейчас, оформлять ДТП без лишних потерь времени и нервов.
- В чем суть новшества?
- Действие договора страхования, заключенного на территории одного государства, распространяется на страховые случаи, произошедшие на территории другого государства. Таким образом, создается система заключения и признания договоров ОСАГО на территории СГ.
Правом заключать договоры ОСАГО в рамках системы страхования СГ будут наделены исключительно страховщики из Беларуси и России. Застрахованный автомобиль также должен быть зарегистрирован на территории двух стран.
ИНТЕРНЕТ В ПОМОЩЬ
- Как это выглядит на практике?
- Договоры для поездок на территорию сопредельной страны составляются в форме электронного документа в дополнение к основному национальному договору ОСАГО. Данные о заключении договора включаются в автоматизированную информационную систему страхования.
Оператор автоматизированной информационной системы страхования при пересечении водителями госграницы будет в режиме реального времени обмениваться данными о заключенных договорах ОСАГО с сотрудниками органов внутренних дел, таможенных органов двух стран, а также с профессиональными объединениями страховщиков. Это и контроль, и гарантия от мошенничества. Сведения о произведенных выплатах страхового возмещения по договорам ОСАГО также будут учитываться в системе.
Оформляя полис ОСАГО в своей стране, водитель сможет заключить допсоглашение, по которому полис будет действовать на территории СГ.
- А что по стоимости?
- Стоимость такого расширенного полиса будет рассчитываться по тарифам страны, где зарегистрировано транспортное средство, и учитываться как дополнительный риск.
В случае ДТП компенсация убытков будет определяться по законодательству той страны, где произошло происшествие. Например, если ДТП случилось в Беларуси, возмещение будет рассчитываться по белорусским правилам, а само урегулирование организуется через белорусское объединение автостраховщиков. В свою очередь, российский страховщик будет отвечать за компенсацию убытков в рамках своей системы.
ДАВЛЕНИЕ ТОЛЬКО СПЛАЧИВАЕТ
- Если совсем просто говорить – этот закон даст более качественную инфраструктуру в приграничных регионах, - поясняет парламентарий. - По три субъекта находятся по каждую сторону российско- белорусской границы: Псковская, Смоленская и Брянская области у нас и со стороны Беларуси – Витебская, Могилевская и Гомельская области. Общая протяженность границы - 1239 километров. Ее пересекают до пяти-семи миллионов человек в год. И да, для всех этих людей это важно.
При этом активизация приграничного сотрудничества между Россией и Беларусью происходит в условиях внешнеэкономического давления и санкций. Любое давление нас только сплачивает.
- Какова предыстория вопроса?
- В начале сентября 2023 года во Пскове прошел Совет ПС, который выяснил, что приграничному сотрудничеству двух стран мешают юридические пробелы. Именно тогда Комиссии по законодательству и Регламенту поручили разработать модельный законодательный акт.
Мы провели сравнительный анализ законодательства России и Беларуси в этой области. Создали рабочую группу. Объявили конкурс и заключили договор на разработку проекта с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского госуниверситета.
В течение года последовательно рассмотрели концепцию, предварительный и доработанный проекты модельного законодательного акта. Работа проделана большая.
- С кем вы согласовывали документ?
- С администрациями приграничных Смоленской, Брянской, Псковской областей РФ и Витебским, Могилевским, Гомельским облисполкомами Республики Беларусь. В нем также были учтены дополнения и замечания различных министерств и ведомств обеих стран. Был одобрен Советом ПС, включен для рассмотрения в повестку 67-ой сессии Парламентского Собрания и 12 декабря 2024 года принят.
- Что же получилось на выходе?
- Документ фундаментальный, комплексный. В нем детально прописаны предмет регулирования, правовая терминология, принципы, направления, задачи и формы приграничного сотрудничества. Определены полномочия органов власти на различных уровнях: союзном, национальном, региональном, муниципальном. При этом, помимо органов власти, в число участников приграничного сотрудничества включены физические и юридические лица.
Цель модельного акта – предусмотреть возможность финансирования программ приграничного сотрудничества за счет средств бюджета Союзного государства.
ЗА ПЯТЬ ЗАСЕДАНИЙ ПРИНЯЛИ 35 РЕШЕНИЙ
- Это первые модельные законодательные акты, которые удалось с нуля проработать, принять и приблизить к практической реализации. Что вы сделали такого, что не удавалось сделать двадцать лет до вас?
- Во-первых, мощный импульс модельному законотворчеству придал Вячеслав Володин, когда возглавил Парламентское Собрание. Во-вторых, есть накопительный эффект. Модельный законодательный акт по автострахованию был в значительной степени проработан комиссией, когда ее возглавлял Артем Туров, а я был ее членом. Главное, что позволило завершить работу над ним – заинтересованное общение. Когда все участники процесса –различные госструктуры, научное сообщество и общественность обеих стран - понимают конечную цель работы. Мы вели бесконечные консультации, искали компромиссы, согласовывали тексты. Только в 2024-ом состоялось пять заседаний комиссии в Москве и Минске, было принято 35 решений.
- В заключение: какие приоритеты в деятельности вашей комиссии?
- Это интеграция. В целом интеграционные процессы на пространстве Союзного государства в 2024 году усилились. В экономике, в области обороны и безопасности, в социально-культурной сфере между нашими странами происходят тесные и интенсивные контакты.
В целом, модельное законотворчество - это один из основных форматов, гармонизирующих национальные законодательства в различных сферах. В сферу деятельности комиссии также входит урегулирование порядка подготовки модельных законодательных актов, совершенствование существующих регламентов и положений. В общем, без работы нам сидеть не придется.