Геннадий Лепешко: Прошлое своей семьи мы оцениваем по семейным альбомам и традициям
Геннадий Лепешко рассказал, как в Беларуси и России молодежи помогают сформировать иммунитет против недостоверной информации
Недостоверная информация, это как вирус. В отличие от лжи ее сразу не заметишь. Поэтому прививать вакцину правды надо с малых лет.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности и обороне, генерал-майор Геннадий Лепешко рассказал, как в Беларуси и России молодежи помогают сформировать иммунитет от разъедающей умы недостоверной информации.
ДРУЖБА С ГОДАМИ НЕ РЖАВЕЕТ
- На закате лета и ранней осенью в Союзном государстве проходят традиционные смены для наших суворовцев и кадетов. Конкурс туда – огромный, отбирают лучших из лучших.
- В августе побывал на союзной смене в «Орленке». Она проводится ежегодно с 2007 года. Позволяет учащимся не просто сдружиться, но и укрепляет основы их патриотического, нравственного и гражданского воспитания. Способствует уважительному и бережному отношению к истории народов Беларуси и России. В такой обстановке моделируются и закаляются важнейшие морально-волевые качества - честность, сдержанность, отзывчивость, доброта, любовь к труду. Ребята учатся быть ответственными, помогать друг другу, воспитывать дисциплинированность, которая понимается не как бездумное подчинение, а как осознанное и активное желание выполнить свой долг перед коллективом. Во время таких смен формируются творческие и талантливые личности, приверженцы семейных традиций, преданные народу и Отечеству - активные граждане.
- Еще на таких встречах завязывается дружба, которая сохраняется на долгие годы. Вот лично Вы поддерживаете связи с однокурсниками-суворовцами?
- Дружба помогает юношам и девушкам преодолеть тревоги, страхи и ощутить поддержку окружающих, проявить эмоциональную силу. Они учатся быть открытыми, доверять друг другу и решать конфликты мирно. Приезжая на смену ребята сталкиваются с новой средой и могут впасть в зависимость от собственных решений и поступков. В таких условиях развитие дружеских связей становится ключевым моментом для комфортного пребывания в лагере. Во время соревнований и конкурсов дети и подростки учатся сотрудничать, принимать совместные решения и распределять обязанности. Командная работа способствует развитию коммуникационных навыков и лидерских качеств. А взаимодействие в группе и умение строить дружеские отношения помогут им и в дальнейшей жизни. Благодаря такой слаженной работе они осознают важность взаимопомощи, поддержки и уважения к другим. Учатся быть толерантными и открытыми к различным идеям и мнениям.
Я закончил Минское суворовское военное училище более сорока лет назад и до сих пор поддерживаю связь с однокурсниками: общаемся, иногда встречаемся, по возможности помогаем друг другу. Такая дружба дорогого стоит.
ПРАВДА ПРОТИВ ФЕЙКОВ
- В белорусских школах с 2021 года появились военруки. В чем их главная задача?
- Военруки нужны для совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся. Они проводят допризывную военную подготовку в десятых и одиннадцатых классах, а также учебно-полевой сбор и военно-патриотические факультативы. Знания полученные школьниками помогают сформировать у них морально-психологические качества, необходимые для защиты Отечества. Педагоги обязательно должны быть с активной гражданской позицией. Своим примером они привлекают ребят к участию в акциях, конкурсах, соревнованиях. На занятиях не ограничиваются только специальной подготовкой, а уделяют много времени изучению героических страниц истории Беларуси и подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
- Реально ли оградить школьников и студентов от фальсификации истории?
- Мы видим каким жестким нападкам подвергаются итоги Второй мировой войны. В этой обстановке Беларусь и Россия вынуждены ограждать своих граждан, особенно молодежь, от разъедающего умы воздействия политизированной и откровенно лживой информации. Важно говорить правду. А фальсификации могут возникнуть при изучении истории. И такие примеры известны. В 1990-е годы на волне перестройки появились учебники, в основу которых были заложены идеи отрицания всего положительного, что происходило в нашей стране при Советской власти. Авторы учебников брали за основу удобные для них тезисы, а потом подтверждали их фактами, вырванными из контекста. Более того: они забывали, что история любого государства – в том виде, в каком ее изучают дети, - не может быть негативной. Детей нужно воспитывать на позитивных примерах, и это мировая тенденция. Даже в самых демократических странах предпочитают забывать о «скелетах в шкафу».
В каждой стране существует понимание, что изучение истории в школе и учебники истории выполняют сугубо воспитательную функцию. В национальной истории США именно битва у атолла Мидуэй и трагедия Перл-Харбора считаются ключевыми событиями Второй мировой войны. Это их история. А для нас важны Сталинград и Курская дуга, потому что это победы нашего народа. История страны – как история семьи. Мы оцениваем прошлое своей семьи по семейным альбомам, традициям. И сегодня подрастающее поколение должно отчетливо представлять место и роль своей страны в мире, делом доказывать любовь к Родине.
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Чтобы не запутаться в сети
- В 2024 - 25 учебном году десятиклассники будут изучать новый предмет – «История Беларуси в контексте всемирной истории». Там будет проанализирована попытка госпереворота 2020 года. Почему важно подробно рассказывать об этом?
- Школьники должны понимать, почему произошли те или иные события и как они связаны. Они должны уметь критически подходить к различной информации и хорошо ориентироваться в исторических процессах. Такого учебного предмета, дающего полное представление об происходящем, не хватало нашей системе образования. Новый подход помогает более наглядно показать основные направления общественного, культурного, экономического развития Беларуси в контексте событий, которые происходили в других странах и регионах. Что касается 2020 года, конечно, важно подробно рассказывать молодежи, как эти события готовились, кем они режиссировались, с какой целью. Главное не дать «заблудиться» нашим школьникам и студентам в потоке информации. Молодежь – наше будущее. В их руки будет передана судьба страны, поэтому они четко должны понимать все ценности свободного и независимого государства, в какой борьбе это достигалось и что нужно делать для их сохранения и приумножения.