Как научить молодежь распознавать фейки
Об этом и многом другом в интервью с членом Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Михаилом Мирончиком.
УБРАЛИ БЛАТ
- Вы учились в советские времена, тогда была другая система поступления в вузы. Сейчас знания проверяют с помощью ЦТ и ЦЭ. Нововведения себя оправдали?
- Если проводить анализ системы поступления в вузы, безусловно, были свои сложности - строгие вступительные экзамены, большой объем знаний, психологическая нагрузка. Не будем лукавить, в этой сфере встречался и блат.
Сегодня очевидно, что для абитуриентов создали равные права и возможности, которые гарантируют поступление по уму, а не по связям. Новая система - два ЦЭ плюс ЦТ - еще в режиме «турбулентности», но уже очевидно, что такой подход исключил субъективное влияние экзаменатора на оценку абитуриента, устранил коррупцию, помог широкому охвату знаний.
Учителя положительно высказываются о ЦЭ. Уменьшилась и нагрузка на школьников. Выпускники более мотивированно подходят к выбору будущей профессии, а не набирают перечень сертификатов на «авось» для какого-нибудь вуза.
Образовательный процесс будет совершенствоваться. Синтез разных подходов должен не просто заставлять заучивать материал и готовиться только к формализованному контролю. Ребята должны стремиться научиться применять знания.
- Какие сильные стороны у нашего образования и что еще нужно доработать?
- Белорусское законодательство органично сочетается с планами социально-экономического развития не только нашей страны, но и Союзного государства. Выстроили единый процесс обучения и воспитания, где на первом месте - любовь и уважение к родной земле, народу, языку, культуре, традициям и обычаям.
Создали уникальную систему профессионально-технического и среднего специального образования, которая оперативно реагирует на изменения на рынке труда. Наш опыт интересен в России и других станах.
В Беларуси больше сорока вузов. Во всем мире ценят наших айтишников. Лидеры, выпускающие таких специалистов, - БГУ и БГУИР. Уважают и белорусских медиков. Из года в год на престижную профессию традиционно высокий конкурс в вузах Минска, Гомеля, Витебска и Гродно. Главное, что молодежь может найти свое место в жизни и полностью реализовать себя на родной земле.
Сфера образования - очень тонкая и живая материя, она не требует глобальных нововведений. Поэтому совершенствование идет аккуратно, взвешенно. Парламентариями, представителями министерств и ведомств обсуждается документ «Об изменении законов по вопросам образования» - новеллы не носят концептуального характера, они продиктованы самой жизнью.
- Рабочие специальности очень востребованы, но молодежь неохотно идет учиться на инженеров, маляров, строителей. Как решить эту дилемму?
- Должны готовить кадры под запросы реального сектора экономики. В стране для этого есть все возможности. Дефицит рабочих рук - общая проблема и заказчика (отрасли, организации, предприятия), и исполнителя - учебного заведения.
Есть примеры для подражания. Например, агрокомбинат «Снов». Да, сфера «немодная», но кадрами обеспечена на сто процентов. Тут же стабильная высокая зарплата, хорошие условия труда и отдыха, полный соцпакет, господдержка молодежи при строительстве домов и квартир. Но туда не попадают «с улицы», кадры растят со школьной скамьи - платят стипендии отличникам, победителям олимпиад, спортсменам. Руководитель видит перспективу. И это пример остальным. Надо идти в школы и заинтересовывать, приглашать на предприятия, показывать, рассказывать, организовывать встречи с профессионалами, заключать целевые договоры.
ВСТАНЬТЕ В КРУГ
- Клиповое мышление считается проблемой целого поколения. В чем корень проблемы и как ее решить?
- Ощущение быстротечности во многом определяется ускорением и тем потоком информации, который получаем из внешнего мира. Современные технологии кометой врываются в нашу жизнь. Ведь беда не в интернете и соцсетях - сами по себе это отличные вещи!
Здесь важна культура применения. Не за горами день, когда в школах появится факультатив, где малышей
и подростков будут учить грамотно использовать Сеть. Не стоит затенять интересные кружки, физическую активность. Например, если педагог организовал классное спортивное мероприятие, поверьте, все телефоны будут лежать в стороне.
- Как научить ребят отличать фейки от правды?
- В повседневной суете многие перестают критически осмысливать информацию, доверяя анонимным сообщениям, сомнительным аудио- и видеороликам. Нужно взглянуть на ситуацию с разных сторон, рационально оценить новость и сделать собственные выводы, основываясь на разных данных. Ведь прежде чем купить вещь, мы прицениваемся, сравниваем.
Чтобы сформировать личность, которая не потеряется в информационном потоке, а сможет в нем ловко лавировать, нужно прислушиваться к мнению ребенка, поощрять самостоятельность, расширять кругозор, читать интересные книги. Тогда он сможет отличить правду от вымысла и сформировать собственное мнение. Грамотный, начитанный человек со своей позицией и убеждением вряд ли попадет в сети обманщиков и жуликов.
ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ - НЕЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ
- Прошлой зимой всех шокировали события в Брянске. Случаи нападения в школах были и в Беларуси. Какие меры принимают, чтобы предотвратить подобные трагедии?
- Часто дискуссируем с коллегами по данной теме. Да, пропускной режим в учреждениях образования ужесточили, проводят отработки различных сценариев на случай ЧП. Но здесь важно рассмотреть истинные причины, которые могут привести к трагедии.
Зачастую источник проблем зарождается в семье, где царит нелюбовь. И здесь педагоги не должны упустить момент, чтобы успеть отвести ребенка от пропасти. Важно подходить к этой миссии не формально, не равнодушно. Также в каждой школе, лицее работают психологи, которые должны профессионально и ответственно действовать на упреждение.
ПЕРЕДАЛИ ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ
- В Европе все чаще звучат призывы к однополой любви и гендерной нейтральности. Как уберечь наших детей и подростков от опасных трендов?
- Скажу больше. Такое безобразие уже больше чем в двадцати странах легализовали на законодательном уровне. Это не что иное, как умышленное программирование людей на самоуничтожение, бомба, подрывающая традиционные семейные ценности. Как уберечь детей? Вспомните народную мудрость: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Семья - фундаментальная основа формирования личности. Если родители выстроили полноценные гармоничные отношения, то все в порядке будет и у детей.
В Беларуси образовательный и воспитательный процесс основан на принципах традиционного славянского менталитета и толерантности, укрепления семейных ценностей и традиций. Поддерживаю последнее нововведение о выдаче лицензии организаторам культурно-массовых мероприятий. Важно контролировать то, что собираются показывать нашим детям на сцене. Выставляя заслоны на пути пошлости, мы защищаем своих граждан от публичного морального насилия.
- В нашей стране сохранили лучший опыт военно-патриотического воспитания.
- В свете геополитических событий тема как никогда актуальна. Патриотическое воспитание формирует у ребят чувство верности Родине, готовность к выполнению задач по ее защите.
На спецзанятиях они получают знания, умения и навыки. Молодежь - это ядро, которое станет формировать будущее нашей республики, развивать и защищать идею белорусской государственности. И мы будем поддерживать и укреплять «ген сопротивления», который достался нам от дедов и прадедов, чтобы сберечь наше государство от посягательств на суверенитет, мир и независимость.