Наталья Никонорова: Сейчас ДНР - одна большая стройка
Беларусь активно помогает новым регионам России - от поставок техники и медикаментов до организации отдыха детей.
ДОНЕЦК - ЗНАК КАЧЕСТВА
Зеленский посоветовал жителям Донбасса, которые считают себя частью русского мира, уезжать со своей земли: «Таким здесь не место!» А они знай себе живут, бьют укронацистов и восстанавливают ими порушенное. «СВ» пообщалось с представителем ДНР в российском сенате, членом Комиссии ПС по информационной политике, информационным технологиям и связи Натальей Никоноровой.
- Работаете неделю в Москве, в Совете Федерации, на неделю уезжаете к себе. Все-таки где дом сейчас?
- Наш дом - Россия, и прекрасно, что сейчас это выражение актуально и для ДНР. Лично для меня Москва - чудесный город, комфортный, благоустроенный, в него невозможно не влюбиться. Но дом все-таки в Донецке. Там есть ощущение родных мест, там я выросла, там все родственники.
- А ведь у вас так успешно развивалась карьера в Киеве - юрист, помощник депутата. Почему все-таки вернулись?
- Я - донецкий человек. Донецк - это своеобразный знак качества. Соответствующее образование, воспитание, моральные принципы, волевые качества. То, что я увидела на майдане в конце 2013 года, наглядно показало, к чему все идет. Это был сложный эмоциональный период - много дружеских связей разрушилось. Водораздел прошел буквально по сердцам и душам. Населению очень активно промывали мозги. Но мне было абсолютно ясно, что Донецк не смирится.
ВОЗВРАЩАЕМ ВОДУ В ДОМА
- Как идет восстановление разрушенных городов Донбасса?- Буквально вся территория ДНР - это одна большая стройка. 27 регионов России взяли над нами шефство. Цифры можно, не останавливаясь, перечислять минут десять. В Волновахском районе 228 объектов восстановили, в Макеевке - 258, в Донецке - 150. Это все социальные объекты: школы, дороги, больницы.
В Донецке, над которым шефство взяла Москва, очень много внимания уделяют коммунальным сетям. В некоторых домах до сих пор нет воды, а где-то она доходит лишь до второго этажа. И дело не только в том, что Украина нам канал перекрыла. С 1991 года власти вообще ничем не занимались. Теперь, став Россией, мы наверстываем упущенное.
Конечно, в населенных пунктах, которые близки к линии соприкосновения, работы идут медленнее. Но, к примеру, по Авдеевке уже готовят генеральный план, как ее восстанавливать.
НУЖНЫ ВОДИТЕЛИ ДЛЯ «МАЗОВ» И «КАМАЗОВ»
- Известно, что в восстановлении помогает Беларусь.
- Нашего главу Дениса Пушилина принимал президент Александр Лукашенко. А затем на белорусские предприятия приезжали и профильные министры. Как результат - сейчас обсуждаем сотрудничество с «Амкодором». Нам очень интересна поставка белорусской техники - строительной, карьерной, добывающей.
Договариваемся и о создании совместных предприятий. Самое ближайшее на выходе - это, скорее всего, лифтовое хозяйство. Сотрудничаем в агропромышленности. Это и техника, и поставка зерновых - как в одну сторону, так и в другую. Потому что у нас есть пшеница одного сорта, а у белорусов избыток другого.
- А как, например, с белорусской молочкой?
- В Донецке очень любят белорусскую молочную продукцию. При том, что у нас и своя имеется.
Много идет помощи по гуманитарной линии. Например, организация мужественного белоруса Алексея Талая буквально месяц назад привозила для эвакуированных из Авдеевки медикаменты, продукты, теплые вещи, памперсы. И мы очень благодарны Беларуси за то, что они принимают на отдых наших детей. Ребята приезжают оттуда отдохнувшими и с горящими глазами.
- Еще, кажется, обучающую технику поставляют.
- Недавно пришли два «КамАЗа» и два «МАЗа». Парадоксальная ситуация - есть абсолютно новенькие автобусы, переданные и регионами, и шефами, а их некому водить.
Поэтому сейчас мы организовали бесплатные курсы по получению соответствующей категории прав.
РУСОФОБИЯ - ПУТЬ В НИКУДА
- Что из себя представляет Зеленский в настоящее время?
- Он мало изменился. Когда-то был неплохим актером, комиком, который веселил две страны в вечернем шоу. А сейчас он просто играет другую роль. И так вжился в нее, что готов отменить выборы, только чтобы ее не лишиться. Но дело в том, что Зеленский как ничего не решал, так и не решает. Он может кого-то из друзей поближе подвинуть к кормушке, но не назначить на высокий пост без согласия кураторов.
Всегда верили в воссоединение с Родиной.
ПАРАД ВОПРЕКИ ОБСТРЕЛАМ
- В чем же секрет несгибаемого менталитета?
- Это промышленный регион, тяжелая индустрия. В основном шахтерский край. А шахтерская профессия прежде всего связана с риском. Это не только тяжелый, но и опасный труд. Жены шахтеров всегда надеются на лучшее, но осознают, что в случае чего им нельзя опускать руки - нужно ведь детей поднимать. Представляете, какой характер выкован за многие поколения?
Не зря «Молодая гвардия» написана о молодежи из Донбасса. И мы свято храним эту память. Всегда проводили парады на 9 Мая, даже несмотря на обстрелы. Думаю, не случайно Донецк раньше носил другое название - Сталино. Не в честь вождя, а в честь стали. У нас стальной характер.
- Могли себе представить, что все эти шествия - «москаляку на гиляку» - закончатся госпереворотом?
- Было ощущение нереальности происходящего. Хотелось проснуться от этого кошмара. Но еще оставалась надежда, что правоохранительные органы проявят силу воли. Кричалка, которую вы упомянули, это ведь прямой призыв к убийству! Тогда мы не знали, насколько велика поддержка Запада. Она и стала решающей. Теперь их лидеры цинично говорят, что никто и не собирался выполнять никаких договоренностей.
ФСБ РАБОТАЕТ ПО ЖДУНАМ
- Всегда верили, что Россия возьмет ДНР в свой состав?
- Если вспомнить сложный, но романтический 2014 год, была убежденность, что буквально месяц-два - и нас включат в состав РФ. Но, конечно, это было невозможно, так как Россия всегда старалась соблюдать нормы международного права, в отличие от своих противников. У нас ведь идет столкновение, по большому счету, разных цивилизационных подходов. Спецоперация началась, когда уже просто не было другого выбора. Но мы никогда не чувствовали себя брошенными. Нам оказывали и политическую, и гуманитарную помощь, и паспорта наши признали. При этом мы всегда осознавали себя частью русского мира.
- Большинство земляков с вами, но всегда есть вражеские элементы. Этих ждунов как-то выявляют?
- Управление ФСБ по ДНР очень активно работает. Я не сомневаюсь, что каких-то людей по мере нашего продвижения сознательно оставили на нашей территории. Но если вы обратите внимание, крупных терактов или диверсий не происходит. Обстрелы да - по рынкам, школам, больницам, детским садам. Но это извне. А внутри республики за годы непростой жизни наше население хорошо научилось проявлять бдительность.