Благодаря союзному ОСАГО водителям из Беларуси и России не нужно будет тратить лишние деньги
Рулим на финишную прямую
Нашли компромисс
Границы между Россией и Беларусью нет. Только вот, отправляясь, например, из Орши в Смоленск, водитель вынужден останавливаться возле страхового павильона и покупать «зеленую карту». Хлопотно, неудобно, накладно. Тем более в последнее время россияне все чаще ездят в Беларусь. И в качестве туристов, и в командировки. Даже на новогодние праздники многие граждане страны-соседки предпочли Синеокую Стамбулу и Эмиратам. Самыми популярными зарубежными маршрутами для зимнего отдыха стали Минск, Гродно, Брест. Так что запуск союзной автогражданки можно сравнить с выделенной полосой на загруженном в час пик шоссе.
На заседании Комиссии ПС по законодательству и Регламенту в Минске эксперты разбирались, как сделать ее максимально удобной для автомобилистов.
Устраняют барьеры с марта 2021 года. Вариантов развития автомобильного сценария было несколько: распространение национальных полисов на всю территорию Союзного государства, создание единой системы и существенное снижение цены дополнительного полиса. Главной помехой была позиция страховщиков. Они доказывали, что условия автогражданки в двух странах сильно отличаются и для объединения надо ломать одну из систем, что тоже слишком накладно. Решали проблему союзные депутаты.
Дело сдвинулось с мертвой точки. Летом на шестьдесят четвертой сессии Парламентского Собрания приняли первый модельный закон об общей автогражданке. Компромиссный вариант, который устроил все стороны, нашли. Сейчас в фокусе вопрос: когда же договоренности вступят в силу?
Цифра против бумаги
- К нам поступил проект Указа Президента Беларуси № 530, которым предусмотрен новый договор страхования Союзного государства. Он будет действовать только в электронном виде. Обсуждая с коллегами сроки ввода общего ОСАГО, мы услышали дату - не раньше 1 октября 2024 года, - рассказал Сергей Осенко, начальник главного управления страхового надзора Минфина Беларуси.
- Это связано с изменениями в Федеральном законе об обязательном страховании? - уточнил Виктор Пинский, председатель Комиссии ПС.
- Да, все прописано в письме Центробанка. Готовы провести дополнительные консультации с российскими коллегами о введении бумажной формы страхования. На время, конечно, в качестве переходного варианта, перед запуском электронного формата. «Зеленую карту» сейчас выписывают по старинке, на бумажке.
Компенсации без пробуксовки
Важен и информационный обмен. Без него проект забуксует, на месте не будет возможности подтвердить подлинность страховки.
- Ключевой момент - заключение договора в электронном виде и подтверждение действительности документа через запросы в информационных системах, - сказал Сергей Разуван, исполнительный директор российского бюро «Зеленая карта». - В проекте правил, разработанных с белорусскими коллегами, детально прописали порядок рассмотрения требований потерпевших, компенсацию расходов - они базируются на уже работающих в наших странах механизмах. Но позиция Минфина для меня сюрприз. Обращаю внимание: если мы будем вводить переходный период с бумажным полисом, нужно будет переписывать модельный закон.
Стоп!
Фальшивки — на обочину
А еще в наших странах могут гулять подделки.
Автоюристы могут выставлять страховым компаниям липовые иски.
- Если мы идем по пути признания фальшивых полисов ОСАГО - это дополнительные расходы и неизбежное увеличение стоимости. Поправки могут привести к тому, что союзное ОСАГО запустится даже не в 2024 году, а в лучшем случае в 2025-м, - уверен Сергей Разуван.
Начальник отдела регулирования имущественного страхования Банка России Сергей Бабич пояснил, что сейчас передают функции оператора автоматизированной информационной системы от РСА к специально созданной для этого организации со стопроцентным участием банка:
- В законе прописали сроки - 1 октября 2024 года, тогда эта организация станет полноценным оператором системы и фактически, и юридически.
Действующая информационная система РСА не подходит под требования модельного закона об ОСАГО. Основная заминка - в проверке полисов на бумажном носителе, ввести которые предлагали сябры.
- Предложили срок после 1 октября. Тогда у нас появится новый оператор, который и будет аккумулировать данные с возможностью их проверки в режиме реального времени.