В Самарской области прошла Комиссия Парламентского Собрания по экономической политике, промышленности и торговле
Парламентарии обсудили вопросы эффективного расходования средств союзного бюджета
Есть контакт!
Самарская область - это не только Волга во всей своей силе и красе, но и мощная промышленность: «Автоваз», нефтянка, ракетно-космическая отрасль. Идеальное место для проведения Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле.
- Мы готовимся к сессии Парламентского Собрания, которая состоится в декабре. Темой пленарного заседания в рамках правительственного часа будут вопросы сотрудничества субъектов России и Беларуси. И, в частности, приграничное сотрудничество, - отметил в самом начале заседания председатель Комиссии ПС Сергей Митин.
Сейчас, по словам замглавы Минэкономразвития России Дмитрия Вольвача, министерство вместе с белорусскими партнерами разрабатывает концепцию программы сотрудничества регионов и ее финансирование. Контакты резко активизировались. Только за этот год в Беларуси побывали официальные делегации из 38 российских субъектов, причем почти все на высоком уровне. Их возглавляли руководители регионов. Пример тесного промышленного сотрудничества - открытие в Уфе белорусского завода «Амкодор» по производству современных зерносушильных комплексов.
По мнению парламентариев, этот региональный опыт можно использовать и в программах Союзного государства.
- Намерены изменить порядок формирования программ и дать возможность субъектам нашей страны быть госзаказчиками таких проектов, чтобы в кратчайшие сроки видеть их результаты, - сообщил Сергей Митин.
А пока некоторые программы утверждают по несколько лет, и за это время они теряют актуальность. А министерства в их реализации, похоже, не заинтересованы, в отличие от тех же регионов.
Профицит опять подрос
Тем более что при рассмотрении бюджета СГ за 2023 год и на 2024-й выяснилось, что его профицит не уменьшается. А ведь в следующем году «союзный кошелек» должен вырасти больше, чем на треть, — до 6,97 миллиарда рублей. На 38 процентов должны увеличиться взносы стран-участниц. Деньги есть, а проектов не хватает.
Как сообщила начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства Наталья Полукарова, в следующем году собираются профинансировать пять утвержденных программ и 37 мероприятий. В том числе и четыре новых: российско-белорусский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки», празднование восьмидесятилетия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 25-летие подписания Договора о создании Союзного государства и соревнования по легкой атлетике.
Еще несколько программ согласовывают: «Обеспечение гидрометеорологической безопасности в условиях изменения климата»; «Союз-Биомембраны», результаты которой могут помочь в лечении онкологических больных.
Многие проекты, те же «Союз-Биомембраны», тормозятся еще и потому, что исполнители не понимают, как будут использоваться результаты их труда, — до сих пор нет понятия «союзной собственности». И это очень грустно.
Например, расходы на одну из самых успешных программ - «Комбикорм-СГ-2» (создание кормов для рыб и пушных животных) составили 450 миллионов рублей, причем часть средств была внебюджетной. А прибыль предприятия за пять лет благодаря ее результатам составила 3,2 миллиарда. В российский бюджет отчислили больше восьмисот миллионов рублей. Еще более эффективной оказалась программа «Скиф-Недра» (внедрение отечественных цифровых технологий в нефтегазовом комплексе). Только за 2022 год она принесла 1,37 миллиарда рублей. А ведь часть этих денег могла пополнить и союзный «кошелек».
Кооперация
«Туман» рассеялся
Сельхозтехника из региона «летает» по полю.
Члены комиссии побывали на предприятии «Пегас-агро». Летающий конь из древнегреческой мифологии в названии компании появился не случайно. Ведь создавали ее инженеры - выпускники тогдашнего Самарского авиационного университета. Поэтому сельхозтехника, а на предприятии выпускают ее под брендом «Туман», у них буквально летает по полю даже там, где обычный трактор может увязнуть. Самая легкая в их линейке машина движется по неровной местности со скоростью сорок километров в час.
- Когда у нее открыты «крылья»-опрыскиватели, она действительно напоминает идущий на взлет самолет, - рассказывает гендиректор «Пегас-агро» Светлана Линник.
По словам создателей «Тумана», машина - ноу-хау. Даже софт уже свой, российский. Начали разрабатывать еще до санкций, на всякий случай. Хватает и белорусских деталей: стекло, редукторы, гидравлика, цифровая панель. Со многими поставщиками из Синеокой тут работают уже не первый год. В плюсе у самарской техники не только демократичная цена: от двух до двенадцати миллионов рублей (для сравнения, у иностранной - сорок), но и универсальность. Может опрыскивать посевы, разбрасывать удобрения, при желании внося их под самый корень. А потом переобует шины - и вот тебе уже и сеялка. Работает «Туман» в любую погоду, даже на снегу. Никакой угрозы, нагрузка шин на почву легче, чем когда по ней идет взрослый человек в сапогах.
Производство максимально автоматизировали, в день тут выпускают шесть машин (в год примерно 1,2 тысячи, но могут увеличить эту цифру вдвое). 25 «Туманов» поставляют каждый год в Беларусь, среди заказчиков, например, Слуцкий сахарный завод.
Интеграция
Переключили передачу
Минск и Самара нарастили товарооборот за год в 2,6 раза.
Регион привлекает сябров. Как заявил Сергей Митин, товарооборот с республикой приближается к двум миллиардам долларов, и это при общем обороте стран в 43 миллиарда. Он вырос за год в 2,6 раза. А это топ-10 среди российских регионов.
- Часть направлений сотрудничества напрямую связаны с бытом жителей Самарской области. Например, огромный социально значимый проект по замене лифтов. Такого не было ни в одном субъекте нашей страны. Всего «Могилевлифтмаш» заменит около полутора тысяч устройств, отремонтирует старые. В регионе также обновляют транспорт, - рассказал Сергей Митин.
Среди потенциальных проектов - совместная разработка коробки передач для легковых автомобилей.
- Приглашаем белорусских инвесторов и бизнесменов в регион, - заявил глава Самарской области Дмитрий Азаров.
Тем более что логистика улучшается: с 18 ноября запустили прямой авиарейс Самара - Минск. Строят еще один мост через Волгу с трассой в обход Тольятти в рамках международного маршрута Европа - Западный Китай.
Сотрудничают местные и белорусские вузы, в том числе на базе самарского научно-образовательного центра «Инженерия будущего».