Игорь Комаровский: Нужно упростить передвижение между странами
Туристы и жители приграничных областей должны пересекать границу без лишних хлопот.
Об этом и многом другом поговорили с членом Комиссии Парламентского Собрания по энергетике и транспорту Игорем Комаровским.
- Недавно ввели в промышленную эксплуатацию второй блок БелАЭС. Что дает республике использование атомной энергии?
- Экологически чистая энергия нужна везде. Белорусская АЭС, которую построили вместе с российскими специалистами, способна закрыть больше сорока процентов потребностей страны в электроэнергии. Каждый год сможем заместить до пяти миллиардов кубометров импортируемого природного газа, существенно сократить выбросы парниковых газов.
Электрифицированного жилья становится все больше. Выгода и комфорт особенно заметны в отопительный сезон. Индивидуальный обогрев помещений в умном доме помогает рассчитывать платежи максимально точно: жители заплатят, сколько использовали. Переводим индивидуальный жилфонд на электричество для отопления, подогрева воды, готовки.
Масштабный высокотехнологичный белорусско-российский проект в атомной сфере даст импульс развитию электротранспорта, промышленности, строительства и других отраслей. С появлением БелАЭС самый молодой город республики — Островец вырос почти в два раза. Возведение станции укрепило сотрудничество наших инженерно-технологических вузов.
И то, что Беларусь вошла в компанию государств, освоивших энергию мирного атома, — важный имиджевый момент.
- Электротранспорт становится более популярным?
- На улицах наших городов все больше самого экологичного транспорта в мире. Создают условия для его развития: растет количество станций для зарядок, есть льготы и привилегии, а также беспошлинный ввоз. В 2020 году в республике было около четырехсот электромобилей, а сейчас уже больше пяти тысяч. Развивается инфраструктура, чтобы владельцам электромобилей было комфортно. Особое внимание — приграничным регионам.
В Беларуси до конца 2030 года установят 85 супербыстрых зарядных комплексов для электромобилей. Всего за десять минут авто получает «электротоплива» на триста километров.
Более удобным, выгодным и безвредным для окружающей среды становится и пассажирский электротранспорт — электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда. Некоторые наземные маршруты в столице полностью перевели на аккумуляторную тягу. Подключаются и другие города. Через пару лет общественный транспорт в Жодино и Шклове будет полностью электрическим. На рынке уже представлен белорусско-китайский электромобиль Geely.
- Подставляя друг другу плечо, наши страны могут развивать союзный автопром?
- Санкции требуют от промышленности Беларуси и России скоординированных ответов. Один из примеров кооперации - сотрудничество белорусского МТЗ и тракторного завода в Санкт Петербурге, выпускающего знаменитые «Кировцы». Комплектующие от белорусских производителей используют российские партнеры, Мы же закупаем сырье и комплектующие у заводов в РФ.
Создают совместные предприятия: по выпуску тракторов МТЗ в Краснодарском крае, производству белорусских эксклюзивных трамваев в Нижнем Новгороде. Сегодня белорусские гиганты, МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей - в тесной кооперации с КамАЗом, «Ростсельмашем», «Уралом». На питерских улицах колесит мазовская техника: от троллейбусов до электробусов. Заинтересованы россияне и в белорусской грузовой, пассажирской, коммунальной технике. МАЗ, «Белкоммунмаш», «Амкодор» поставляют большое количество продукции в российские города. И это только пара примеров.
Полисы движения
На финишной прямой
«Автогражданке» включают зеленый свет.
- Сейчас в наших странах действуют разные системы ОСАГО. Такой подход делает поездку накладной и неудобной. Когда ждать изменений?
- Работать над модельным законом о союзном ОСАГО мы начали в 2021 году. Чтобы прийти к общему знаменателю, потребовалось немало времени. Было много согласований с разными структурами: с МИДами и МВД двух стран, Центральным банком России, Министерством финансов Беларуси, объединениями автостраховщиков. В июне этого года закон приняли. Синхронизация подходов — процесс длительный и технически непростой, но двигаться в сторону гармонизации нужно. Передвижение должно стать удобным для граждан наших стран и понятным для страховщиков.
Аэроплан
Субсидии — востребованным маршрутам
Прямых рейсов с крупнейшими городами России становится больше.
- На правительственном часе депутаты не раз обсуждали работу единой транспортной системы Союзного государства: от авиаперелетов до железной дороги и ситуаций на трассах. О каких достижениях и трудностях можем говорить?
- Тема не остается без внимания практически на всех заседаниях нашей комиссии. Да и на частых встречах Президента Беларуси с российскими губернаторами не раз говорили о том, что прямые авиарейсы между нашими городами поспособствуют развитию туризма и деловой активности.
Один из главных вопросов — субсидирование пассажирских авиаперевозок между Беларусью и Россией. Здесь важно создать равные конкурентные условия. Субсидии на перелеты внутри России есть давно. Но просто взять и перенести эту практику на Союзное государство нельзя: требуется серьезное финансирование из союзного бюджета, нужно устранить бюрократические барьеры. Нужно понять, какие маршруты самые востребованные. В летнем расписании минского аэропорта много прямых рейсов в российские регионы. Без пересадок самолетами «Белавиа» или партнерскими авиакомпаниями можно добраться до Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Казани, Пскова и Калуги. Но, думаю, не все направления будут популярны в «межсезонье» и зимой.
- Москва и Минск планируют построить высокоскоростную магистраль. Что даст проект?
- Он еще больше укрепит имидж Союзного государства на просторах СНГ, ЕАЭС. Высокоскоростные магистрали - визитная карточка, которая в том числе показывает уровень технологического и экономического развития государства. Минское направление востребовано у россиян, а высокоскоростная магистраль позволит быстрее путешествовать между столицами. Скорость поездов увеличится в 2,3 раза, а поездка из одной столицы в другую займет чуть больше трех часов. Это быстро и удобно, появится больше возможностей для общения, бизнеса. Плюс, по современным линиям можно будет перевозить не только пассажиров, но и грузы.
Воспитание
Без казенщины и фальши
Говорить с молодежью нужно не только о достижениях, но и о проблемах.
- В Брестской крепости начали строить патриотический центр. Почему важно создать его?
- Капитальный ремонт, музеефикация и реставрация объектов продолжится. Средства уже заложили в проекте бюджета Союзного государства. Чтобы сделать строительство патриотического центра на Кобринском укреплении Брестской крепости еще масштабнее и заодно напомнить о трагических событиях новому поколению, объекту присвоили статус Всебелорусской молодежной стройки. Там будут трудиться юноши и девушки, в том числе в составе студотрядов.
Мы не должны «ретушировать» историю для молодежи. Нужно правдиво рассказывать подрастающему поколению о прошлом, не скрывая правды. На днях вышли учебные пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для школьников. Тема сложная, тяжелая, болезненная. Но авторы составили учебники так, чтобы дети и подростки разобрались в событиях, происходивших на нашей земле восемь десятков лет назад.
Говорить с ребятами нужно не только о наших достижениях, но и о проблемах, предлагая пути решения. Главное - доверие. Молодежь, сразу чувствует неискренность и фальшь.