РФ должна стремиться к полной импортонезависимости, чтобы отстоять право на собственную цивилизацию
За полтора года стало понятно, что Россию не задавить санкциями. Но проблем, конечно, хватает.
Об успехах и неудачах нашего импортозамещения «СВ» рассказал член Комиссии ПС по труду, социальной политике и здравоохранению, доктор экономических наук Николай Новичков.
- Урсула фон дер Ляйен утверждала, что в России «чипы достают из посудомоечных машин». Как на самом деле обстоят дела?
- Трудно комментировать бред. Эти господа живут в своем придуманном мире. Микроэлектроника, конечно, чувствительная тема. Но то, что у нас появились свои процессоры, операционные системы и чипы, - факт. Да, мы продолжаем закупать чипы у дружественных стран, например у Китая, и ничего страшного в этом нет. Но, конечно, стремиться к полной ипортонезависимости необходимо. Дело не в том, что нас от чего-то отключат. Просто технологическое развитие - это признак современной развитой цивилизации. Мы должны уметь производить все, начиная от космических кораблей и заканчивая гвоздями. А то выяснилось, что мы, оказывается, гвозди какой-то категории у наших «друзей» закупаем. Они теперь их вносят в очередной санкционный пакет. Ну уж их-то сами как-нибудь накуем.
- Россия ввела ограничения на вывоз мяса птицы, и цены сильно выросли. Как исправить ситуацию?
- Я всегда говорил, что в нашей доктрине продовольственной безопасности в целом концептуально неверный подход. Говорят о необходимости стопроцентного обеспечения потребностей в товаре. Ничего подобного! Продовольственная безопасность - это ста пятидесяти - двухсот процентная обеспеченность. У нас должен быть запас прочности. А так любые колебания могут привести к кризису, как сейчас.
Мясо птицы - это чистый белок, очень полезный и доступный. Рост цены - чувствительная тема для населения, о чем говорил и президент. То же по крупному рогатому скоту. У нас уникальные возможности и по круглогодичному выпасу, и по заготовке кормов, но мы до сих пор сильно зависим от зарубежных поставок говядины.
Основа производства в России - агрохолдинги. Они тоже, конечно, должны быть. Но главный производитель во всем мире крупного рогатого скота - это фермеры, личные подсобные хозяйства. Вот им нужно создавать комфортные условия, развивать мелкотоварное производство. Это обеспечит и занятость, и социально-экономическое развитие территорий. И, конечно, продукцию - не только КРС, но и мелкий скот, и крольчатину, и птицу.
- У нас есть надежный союзник - Беларусь. Интеграция с ней идет успешно?
- Беларусь всегда была сборочным цехом Советского Союза. Все, что связано с технологической продукцией, с машиностроением, у них всегда было на уровне. И сельское хозяйство тоже очень сильная ее сторона. Наша интеграция по всем направлениям развивается семимильными шагами. Уже скоро РБ войдет в тройку наших основных торгово-экономических партнеров. Это говорит само за себя. Сотрудничеством мы крайне довольны и считаем, что его потенциал далеко не исчерпан.
- А насколько нам полезен Евразийский экономический союз?
- Разговор идет не просто про интеграцию нескольких стран, а про то, что мы укрепляем самодостаточность своей цивилизации. Важно понимать, что современный внутренний рынок должен исчисляться не десятками, а сотнями миллионов потребителей. В ЕАС нас сейчас порядка двухсот миллионов. Но если мы хотим конкурировать на равных с ЕС, с Соединенными Штатами и другими крупными объединениями, нас должно быть еще больше.